Мой ребенок - лидер?

Когда ребенку 3-4 года у многих родителей возникает ощущение, что их ребенок лидер.

Причем, как лидерские качества, воспринимаются

  • стремление управлять,
  • упрямство,
  • желание быть первым,
  • повелительный тон,
  • пренебрежение мнением другого.

Наверное, их мы рассматриваем, как явные лидерские качества, потому что именно они сильнее всего раздражают нас в наших руководителях и поэтому хорошо известны.

А в нашем ребенке зачастую, они воспринимаются, как нечто перспективное.

Что же стоит за этими «лидерскими качествами».

Например, стремление управлять близкими и вообще окружающим миром и взрывы негодования, если мир управляется плоховато. Первый год жизни ребенок действительно управляет миром, причем управляет только при помощи мысли или желания. (Вот он предел мечтаний современных строителей «умных домов»). Это не ребенок сообщает маме, что он хочет есть, пить, писать или ему жарко, а мама догадывается об этом, по тому, как он морщится, кряхтит, чмокает и другим невербальным, то есть не словесным признакам. Даже плач, на который реагирует мама, не является осознанным действием и  сознательным способом коммуникации.  А задача научиться получать от мира то, что тебе нужно, одна из основных и сложнейших, стоящих перед ребенком, да и перед человеком вообще. Как ему – этому миру объяснить, что тебе нужно и заставить его выполнить твое требование. Как попросить, как настоять, как договориться, что предложить взамен, как не прогадать на обмене.  Как, наконец, понять, что действительно тебе нужно.

Чем младше человечек, чем меньше у него опыта и понимания, как со всем этим справиться. И поэтому действует он прямолинейно – я хочу, а вы исполняйте. Просто абсолютная монархия.

Упрямство или упорство. С этим родители начинают сталкиваться после года. Вернее проблемой оно начинает становиться именно тогда. Человек ставит себе задачу и хочет ее решить. Надеть или снять ботинок, достать эту яркую штучку, выковырять глазик у киски. Чем старше ребенок, тем он мобильнее  - то есть «везде лезет» и его труднее ограничить, тем он лучше понимает, что он хочет, и лучше помнит об этом и, следовательно, тем сложнее его переключить на какое-то другое действие или предмет.

Желание быть первым. Сильнее, быстрее, раньше добежать до двери, первым нажать на кнопку лифта, выиграть у папы в шахматы. Инстинкт соперничества – то, что руководит всеми живыми существами на этой планете и заставляет их совершенствоваться.

Повелительный тон  - создается краткостью, безальтернативностью, отсутствием слов-поглаживаний, интонаций.

Сравните.

  • Будьте добры, не могли бы вы принести мне чашечку чая или кофе.
  • Пожалуйста, принесите мне чашку чая.
  • Принеси чай.
  • Чай!

Помимо уже описанного стремления властвовать у ребенка пока еще чрезвычайно мал словарный запас, что приводит к предельной лаконичности. Отсутствуют, слова вежливости, он не владеет ресурсами интонации. Что и производит впечатление повелевания.

Неспособность учитывать мнение другого. Для того, чтобы научиться «учитывать мнение другого», нужно, во-первых, понять, что есть «я», а есть другие, что у этих других есть «мнение», которое отличается от моего, и что я зачем-то должен учитывать его.

Понимание того, что другие люди видят и знают другое, возникает около трех лет. И это понимание кроме всего прочего приводит, например, к тому, что ребенок начинает обманывать – если мама не видит, что я съел шоколадку, значит, я могу сказать, что я ее не ел. И ребенок бывает очень удивлен, как это мама, которая не видела самого процесса, все равно догадывается, что именно произошло. Но об этом отдельно.

А понимание того, что другой испытывает чувства и какие они эти чувства, вещь подчас недоступная и совсем взрослым людям.

Бывает так, что  эти «лидерские качества» - с одной стороны радуют родителей, а с другой вызывают тревогу, потому что родители, как правило, отдают себе отчет в том, что не все будут так же покорно исполнять роль подданных.

Однако, для того чтобы ребенок получил необходимый опыт, лишился некоторых иллюзий и возможно когда-нибудь действительно стал лидером ему очень важно присутствие других и что особенно важно других детей.

Которые не будут догадываться о том, что ему нужно – и ему придется научиться объяснять, доказывать, уговаривать.

Которые тоже будут упрямы и не готовы пожертвовать своими интересами, и он научится терпеть, ждать и договариваться об очередности или совместном пользовании.

Которые тоже захотят быть первыми, и он научится соревноваться, побеждать и терпеть поражения. Соревноваться не с мамой или папой (так и не решившими то ли им поддаваться, чтобы не расстраивать, то ли выигрывать, чтобы закалить ребенка), а с другими детьми, для которых победа будет не воспитательным средством, а реальной целью.

Которые не захотят, чтобы ими командовали, и он будет стараться понять, что они думают и чего хотят, будет находить слова и интонации, способы и методы для достижения своих целей.

И тогда возможно он станет лидером.

Детский и семейный психолог
Баканова Елена

Метка: