Группы «Вместе с мамой» как групповая психотерапия

За последние годы в нашей стране получили широкое распространение группы, которые  называются по-разному: группы раннего развития, группы «Вместе с мамой», группы  с элементами системы М.Монтессори. Это  места, куда приходят мамы с детьми самого раннего возраста. Там есть оборудованное помещение, есть специально подобранные  Монтессори-материалы,  развивающие пособия и игрушки. Ведет занятия педагог или психолог, как правило, прошедший короткий курс обучения.

В профессиональной среде ведутся серьезные дискуссии на тему о том, зачем существуют эти группы, можно ли их назвать Монтессори-группами, полезны ли они или вредны. В этой статье мы не будем вступать в дискуссии об этом, а также рассматривать такие важные составляющие, как оборудованная среда и подготовленный педагог в группе.  Мы  остановимся на другом  очень важном аспекте этих групп – родителях.

 Чем младше ребенок, тем меньше мы можем рассматривать его развитие, состояние, познавательные возможности и любые другие функции в отрыве от значимого взрослого. Как правило, в раннем возрасте это мама (Иногда это бывают папы, бабушки, няни).

Если вы летали в самолете, то возможно, читали инструкцию по пользованию кислородными масками, в которой есть и такой пункт: «Если Вы летите с ребенком, то сначала наденьте маску СЕБЕ, а потом ребенку». Это очень важно. Потому что если Вы не наденете маску себе, то никто вашего ребенка не спасет. Если мама находится в состоянии депрессии, паники или сильной тревоги все это однозначно сказывается на ребенке.

Рождение ребенка

Для многих современных родителей  рождение ребенка становится сильнейшим стрессом, с которым справиться в одиночку бывает чрезвычайно сложно. Это связано с рядом причин.

В наше время до появления собственного ребенка родители, как правило, не имеют практического опыта ухода за младенцем. С другой стороны, появилось огромное количество различной информации, методик, технологий и рекомендаций, которые сваливаются на нас ежедневно и утверждают, что если  прямо с колыбели не начать учить читать, считать, изучать английский или чему-нибудь еще, то все пропало. Ребенка в детский сад не возьмут, в приличную школу он не поступит, в институт его не примут. И это приводит к сильнейшему всплеску тревожности среди молодых родителей.

Материнство

В течение прошлого века произошло кардинальное изменение самовосприятия женщины – ранее она была полностью ориентирована на семью и детей, а теперь она, как правило, уже имеет образование, специальность, опыт работы, нормированный рабочий день, признание и уважение коллег. А материнство, особенно первый год – это работа, когда вы находитесь на рабочем месте 24 часа в сутки, без выходных и отпусков, перекуров и перерывов на обед. Когда круг обязанностей не определен, а выясняется опытным путем и постоянно изменяется, ежедневно возникают авралы  в виде болей в животике, режущихся зубов, сыпи, поносов, запоров и т.д. и т.п. Работа физически тяжелая, не оплачиваемая, в пенсионный стаж не входящая, и обществом за работу не считаемая.

И, наконец, во многих семьях происходят серьезные изменения в отношениях с супругом. Меняется статус женщины, возрастает или возникает материальная зависимость от мужа, часто происходит отдаление просто в связи с уменьшением совместно проводимого времени и с принципиальным изменением интересов и потребностей женщины. Все это приводит к тому, что молодая мама находится в состоянии сильного психо-эмоционального напряжения.

Причем его уровень оценивается выше чем, например, уровень стресса при ухудшении финансового положения,  смерти близкого друга и перемене работы.

При этом реальную психологическую и психотерапевтическую помощь получить могут очень мало родителей, во-первых, потому что крайне мало специалистов могут работать с семьей в присутствии младенца, а, во вторых, в такой помощи нуждаются большинство молодых родителей, но ни сил, ни времени на это не имеют.

Групповая психотерапия

Создание групп «Вместе с мамой» это движение под лозунгом – спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Потому что организуют их часто именно молодые мамы, наиболее активные и инициативные, которые помимо всего прочего получают дополнительное образование и создают рабочие места.

По моим наблюдениям то, что происходит в таких группах можно квалифицировать, как очень эффективную групповую психотерапию.
Среди лечащих факторов групповой  психотерапии выделяются базовые категории это (1): 
  • Внушение надежды.
  • Универсальность.
  • Сообщение информации.
  • Альтруизм.
  • Развитие социализирующих техник.
  • Имитационное поведение.
  • Межличностное влияние.

Рассмотрим, как реализуются эти факторы в деятельности групп «вместе с мамой».

«Вселение и укрепление надежды»

это – краеугольный камень групповой психотерапии». И это первое, что получают молодые родители, когда они приходят в группу. Они видят специально подготовленную среду, большое количество разнообразных игрушек и материалов, назначение которых поначалу не совсем понятно, что, впрочем, только добавляет притягательности, так же как непонятные слова в речи специалиста добавляют уважения к его профессионализму.  Они встречают подготовленного педагога, который знакомит их с правилами в группе.  Ну и конечно, позиционирование таких групп, как мест, где ребенку предоставляются максимальные возможности для саморазвития, позволяет снять с себя часть груза ответственности и немного успокоиться. Потому что именно тревога заставляет  родителей начать обучение ребенка «до рождения» и создает неимоверное напряжение вокруг ребенка, требования к которому и непомерные ожидания приводят к резкому взлету страхов и неврозов у детей самого раннего возраста. И многие родители, приводящие  детей в такие группы именно из этой категории. В работе специалистов помогающих профессий одна из первых задач в такой ситуации –  успокоить.

Универсальность переживаний.

«Многие пациенты приступают к терапии с тревогой в душе, полагая, что в своем несчастье они единственные в своем роде, что только у них одних бывают пугающие или неприемлемые проблемы, мысли, импульсы или фантазии».

Так же многие родители, приходя в группу, полагают, что только их ребенок не спит до 5 ночи, или «ничего не ест» или ноет часами, или до сих пор не разговаривает. Общаясь в группе лично и наблюдая за другими детьми и родителями, понимания мы достигаем быстрее.

Сообщение информации.

В этой категории рассматривается обучающее инструктирование и прямой совет. В этом плане чрезвычайно важна теоретическая подготовка педагога по детской психологии и различным аспектам детско-родительских взаимодействий, а так же знание основ и принципов Монтессори-педагогики, знакомство с которыми часто приводит к инсайту у родителей – «я всегда это чувствовала, только не могла выразить», или «теперь я знаю, что ответить маме». Так же важен и прямой совет или презентация эффективного контакта с ребенком в том случае, когда родитель, взаимодействуя с ребенком по привычному сценарию, попадает в одну и ту же ловушку. Многие группы являются базой для приглашения специалистов – психологов, врачей, диетологов, что также способствует повышению и образовательного уровня и родительской компетенции.

Альтруизм

Это - взаимопомощь и человеколюбие. В разных странах по-разному относятся к детям в глобальном понимании и конкретных проявлениях. Так, например, в Финляндии в каждом общественном туалете есть унитазы или горшки для детей, в ресторанах - игровые комнаты, а в электричках – даже целиком игровые вагоны с горками, книжками и игрушками.  Живя или путешествуя с маленьким ребенком по стране, вы не будете испытывать сложностей с памперсами, детским питанием, а, главное, отношением к вам. В Берлине буквально на днях приняли закон, который гласит: "Шум, производимый играющими детьми, является социально адекватным проявлением их жизни, и его надо терпеть в целях поддержания права детей на развитие". В наших же реалиях ребенок до сих пор существенно ограничивает возможности. С ним трудно ездить в общественном транспорте – он вызывает раздражение окружающих, потому что вертится, встает ногами на сиденье, кричит, ноет. С ребенком не принято ходить в рестораны и другие общественные места. В такси, несмотря на правила дорожного движения, вам не предложат детского сиденья. Любой может упрекнуть вас в том, что вы не так воспитываете вашего ребенка или выразить недовольство в ваш адрес. Даже в местах, специально ориентированных на детей, вы будете испытывать значительные трудности – вспомните детские поликлиники. Можно перечислять бесконечно те ограничения или дискомфортные ситуации, с которыми сталкиваются молодые родители. Приходя же в группу «Вместе с мамой», люди чувствуют, что их здесь принимают и понимают, что принимают и понимают их ребенка. Очень часто в группах возникает удивительная атмосфера тепла, доброжелательности и взаимной поддержки, в значительной степени ради которой родители и ходят в группу. Эти группы становятся толчком для установления многолетних дружеских связей между семьями. Возникает совершенно новая ситуация, когда не родители выбирают друзей своим детям, как это происходило раньше, а дети – друзей своим родителям. Установившиеся дружеские отношения между 2-х- 3-х годовалыми детьми, создают основу для многолетних контактов между родителями. И количество таких групп стремительно растет именно благодаря тому, что люди, побывавшие в них, привлекают туда всех своих друзей и знакомых или даже  создают впоследствии свои собственные.

Развитие навыков социализации.

Социализация – термин, который мы применяем, когда говорим о развитии ребенка. Однако то же самое мы можем сказать и молодых родителях. Поскольку социализация это «становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».

Появление ребенка принципиальным образом меняет образ жизни семьи, интересы, привычки, приоритеты, круг общения. И адаптация к этой новой ситуации  - получение новых знаний, приобретение навыков, психологических установок -  требует значительных усилий и гораздо проще и эффективнее происходит среди «себе подобных».

Имитационное поведение.

«Впитывающее мышление» -  так Мария Монтессори называла особый способ ребенка обучаться. То есть, усваивать информацию из окружающей среды без усилия, не ставя сознательно перед собой такой задачи. В гораздо меньшей степени, но этот  способ присущ и взрослому, когда мы подхватываем новые словечки, повторяем чью-то мимику и жесты, запоминаем мелодии, приобщаемся к каким-то новым интересам и увлечениям.

Происходит это особенно эффективно в моменты эмоционального подъема или сильной вовлеченности в процесс, то есть интереса к чему-либо. В первые годы своей жизни не только ребенок растет, но и родители становятся родителями – это специфический сенситивный период повышенной чувствительности и восприимчивости ко всему, что связано с детско-родительскими отношениями. Часто изменяются отношения с собственными родителями, обостряются или наоборот улучшаются. Поскольку, с одной стороны, человек заново проживает свое собственное детство, то все неразрешенные проблемы всплывают с новой остротой, а с другой  - происходит понимание мотивов действий родителей и их проблем. В этот сенситивный период «рождения родителя» человек становится особо восприимчив и к информации и к образцам поведения. Особенно это касается мам, которые постоянно обсуждают вопросы питания, сна, послушания, развития ребенка и еще сотни других проблем. И наблюдение за эффективным взаимодействие взрослого и ребенка, а также тренинг такого взаимодействия в группе являются одним из важнейших способов обучения.  Поэтому так важны грамотные презентации гармоничных отношений педагога с ребенком – без принуждения, с учетом возрастных особенностей и свойств темперамента ребенка.

Межличностное влияние

В нашем обществе женщина, родившая ребенка, в первые  два-три года находясь дома, часто «выпадает» из социума, что для активных, энергичных, занимавших определенное положение на работе или в кругу друзей женщин становится большим потрясением.

В этот момент появление группы «единомышленников», то есть людей, занимающихся одним и очень важным делом, имеющих сходные проблемы и готовых обсуждать их и поддерживать друг друга в самых разных отношениях становится очень существенным. Эта поддержка проявляется не только в готовности поделиться памперсом, согласии посидеть с ребенком, в обмене адресами специалистов и рецептами, но и в эмоциональной поддержке и признании значимости роли мамы, понимании сложностей, тяжести физической и психологической нагрузки и готовности порадоваться вместе успехам, оценить приложенные усилия.

Таким образом, проанализировав процессы, которые происходят в группах «Вместе с мамой» и подобных им, можно сказать, что по ряду основных критериев они могут быть отнесены к терапевтическим группам.

Безусловно, все эти  факторы работают по разному, в зависимости от того, какие именно люди приходят в группу, от подготовленности и личности организатора и ведущего группы, созданной среды и поставленных задач, и  многого другого.

Конечно, далеко не все группы  действительно выполняют все вышеперечисленные задачи. Но практика показывает, что они могут их выполнять. И в этом отношении особенно важны не дискуссии и  борьба за «чистоту жанра», а всемерная помощь, обмен опытом и доступность информации.

Дети растут очень быстро, чем младше ребенок, тем большее значение для него имеет именно состояние матери, ее спокойствие и уверенность. То есть как раз то, что реально может дать группа «Вместе с мамой».   

Литература:
1. Ирвин Ялом. Теория и практика групповой психотерапии.

Елена Баканова 
Детский и семейный психолог

Метка: