Полезные статьи

Первичные потребности

Если нас спросить — что нам нужно в жизни, ответы могут быть самые разные.

  • любви и нежности,
  • пятерку ауди,
  • пятерку по математике,
  • миллион,
  • чтобы меня понимали,
  • чтобы все отстали,
  • собачку,
  • билеты на чемпионат мира по футболу,

И т.д. и т. п.

Вообще говоря, самая основная наша потребность и задача с точки зрения биологии — это выжить и дать жизнеспособное потомство. И если бы мы ограничивались только ей, то не было бы проблемы загрязнения окружающей среды, большого андронного коллайдера, пробок на дорогах, самих автомобилей, чемпионата мира, памперсов и телесериала «Папины дочки». А мы бы жили бы себе спокойно где-нибудь в восточной Африке и представляли собой не очень многочисленный вид семейства гоминид.

О том, как формируются выше перечисленные и не перечисленные потребности это тема отдельного разговора. А мы сейчас про новорожденного, пока еще не подозревающего про все это разнообразие и энергично осуществляющего свою основную биологическую задачу. Задачу выживания и приспособления к окружающей среде.

Большинство новорожденных на планете прекрасно обходятся без помощи родителей. Не подумайте дурного, я имею в виду, например, насекомых. Но чем выше на эволюционной лестнице находится вид, тем больше участие родителей в жизни детей.

А возможно, наоборот, чем больше родители заботятся о потомстве, тем более высокую ступеньку занимают их дети. На эволюционной лестнице.

Человеческие детеныши рождаются одними из самых беспомощных, а уж продолжительность человеческого детства вообще не имеет аналогов. И за это время в том числе и формируются потребности отличные от базовых. Это ж сколько времени надо, чтобы ощутить потребность в андронном коллайдере.

Для того чтобы человеческий детеныш выжил, нужна постоянная забота взрослого, и мы часто говорим о родительских, а также материнских и отцовских чувствах. Без них действительно никуда. Но есть еще, назовем его «детское», чувство. Чувство, которое испытывает ребенок — чувство зависимости от взрослого, которое заставляет его стараться нравится взрослому, улыбаться ему, смотреть в глаза и поступаться своими интересами ради собственной безопасности, то есть выживания.

И получается, что не только лучше развиваются те дети, которым родители уделяют больше внимания, а и родители чаще подходят к тем детям, которые улыбаются. Научный, как говорится, факт.

Поскольку мы существа социальные — то есть человек не только в младенчестве, но и всю оставшуюся жизнь зависит от отношений с другими людьми, то эта потребность нравится родителю перерастает потом в потребность быть принятым обществом. А реализация этой потребности называется социализацией.

Таким образом, на первом этапе жизни, у ребенка есть две основные задачи — реализовать внутренние потребности в развитии, в том числе потребность в новизне и исследовании окружающего мира и не испортить отношения с родителями, от которых он зависит, а заодно научиться выстраивать отношения с другими и учитывать их потребности.

Вот с этим-то основная загвоздка. Потому что родительские потребности далеко не так просты и очевидны, как детские. Вернее так, родительская потребность заключается в том, чтобы их ребенок вписывался в их картину мира. То есть по возможности был тем идеальным ребенком, которого они себе создали на основе своего детского опыта, педагогических идей своих родителей, учителей, прочитанных и недочитанных книг, собственных нереализованных амбиций, Интернета, сериалов, наблюдений за другими детьми в песочнице, трепа с их родителями и комментариев бабушек в автобусе.

А вот такую заковыристую потребность удовлетворить ни одному ребенку не под силу.

И ходят несчастные родители в той или иной степени разочарованные своими реальными детьми и разрываются дети между потребностью быть самим собой и желанием быть любимыми мамой и папой.
Детский и семейный психолог
Баканова Елена
Психология