Монтессори
В традиционном воспитании конца XIX века (а нередко, к сожалению, и сейчас) ребёнок рассматривался как некая пустая ёмкость, в которую нужно много всего «заложить». А как, когда и что закладывать, решают взрослые по своему усмотрению. Мария Монтессори (1870 - 1952) была одним из первых великих педагогов, которые считали иначе. «Любой ребёнок гениален», - это не просто избитая истина. Природа дарит человеку при рождении гигантский потенциал. Он не зависит от культурных и социальных особенностей и есть у каждого. Но этот потенциал будет реализован, если создать соответствующие условия или, как минимум, не мешать естественному развитию.
В своё время Монтессори произвела революцию в педагогике, предложив метод, позволяющий индивидуализировать развитие и образование ребёнка в довольно многочисленной группе. Наблюдая поведение детей, Монтессори пришла к выводу, что стремление к развитию заложено в каждом ребёнке изначально. Малыш использует все возможности для исследования мира вокруг, для развития своего тела и оттачивания навыков. В ходе занятий в специально подготовленной среде, каждый малыш постепенно начинает проявлять поразительную способность к самоорганизации, концентрации и работе над ошибками, заложенную самой природой.
В разновозрастных группах Монтессори нет расписания уроков, оценок и тестов, а прогресс измеряется радостью познания. Это позволяет детям научиться слушать себя, совершать осознанный выбор, быть независимыми, открытыми и уверенными в себе, вовремя просить о помощи, доверять миру, идти своей дорогой с комфортной им скоростью, не бояться ошибок, принимать многообразие нашего общества и нести ответственность за свои решения.
Рекомендуем прочитать: Чему на самом деле учат в Монтессори-группе? (Статья психолога Е. Бакановой)
Чем раньше, тем лучше. В идеале следует начать с группы «Вместе с родителем» в 6-8 месяцев (с момента уверенного ползания).
Действительно, Мария Монтессори начала свои исследования с детей, помещенных в психиатрическую лечебницу. Однако довольно скоро ей стало понятно, что большую роль в поддержке развития и воспитании детей играет окружающая их среда. Её увлекло исследование потенциала этих детей. Доктор Монтессори вложила душу и энергию в понимание антропологической динамики ребёнка с особенностями. Она поверила в существование внутреннего источника природных сил, к которому можно подключиться, даже если на первый взгляд потенциал этих, так называемых, «умственно отсталых» детей кажется небольшим. Вдохновившись весьма немногочисленными на тот момент исследованиями в области обучения детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори начала разработку своей системы.
Первоначальная работа доктора Монтессори с детьми, которую сочли «ущербной и безнадёжной», оказалась впоследствие настолько успешной, что многие из этих детей прошли государственный экзамен, которые сдают «нормальные» дети в общеобразовательных школах. Не остановившись на достигнутом, доктор Монтессори задумалась: что же в таком случае будет, если применить метод с детьми без особенностей?
Возможность найти ответ на этот вопрос не заставила себя долго ждать. Доктор Монтессори открыла первую школу Casa de Bambini, или, как мы знаем их в современном Монтессори сообществе, Дом ребёнка, где успешно применяла свой метод с нейротипичными детьми, а к детям с особенностями развития уже не возвращалась.
Первый Дом ребёнка стал основой и катализатором для огромного социального и образовательного эксперимента. Доктор Монтессори продолжала посвящать себя более глубокому пониманию природы обучения детей до конца своей жизни. Сейчас метод Марии Монтессори невероятно популярен во всём мире, и в России в частности, продолжая набирать обороты.
Мария родилась в 1870 году, во времена, когда женщин только-только начали допускать до деятельности, отличной от ведения хозяйства. Она была аристократкой, и в то время они в принципе не занимались воспитанием своих детей, как это сейчас представляем себе мы. Детей отдавали кормилицам, няням и гувернёрам, а в раннем подростковом возрасте отсылали в закрытые учебные заведения. Именно такой подход к воспитанию детей был тогда нормой. Замужество для Монтессори было исключено: ей пришлось бы потерять профессию. Замужние дамы в итальянских аристократических семьях не работали, не занимались наукой. Мария состояла в гражданском браке с коллегой Джузеппе Монтесано.
В 1898 году Мария родила сына Марио, который разделил судьбу большинства незаконнорожденных в Италии того времени: был помещён в приёмную семью, которая таким образом зарабатывала деньги. Естественно, факт его рождения скрывали - известие о незаконнорожденном малыше разрушило бы карьеру обоим родителям. Последствием такого выбора была тяжелейшая депрессия Марии, после которой она стала рьяной католичкой. Мария Монтессори постоянно навещала его, а в возрасте 15 лет открыла ему правду и забрала с собой. С тех пор ее сын становится ее верным последователем и продолжателем дела всей ее жизни: после ее смерти Марио унаследовал все проекты матери и стал одним из главных распространителей ее метода по всему миру.
Остались вопросы? Не уверены, что мы вам подходим? Мы предлагаем индивидуальную экскурсию для вас по нашему семейному клубу!