Полезные статьи

Метод Монтессори для возраста от 3 до 6 лет

Мария Монтессори возрастной период от#nbsp;3 до#nbsp;6 лет называла «Строитель самого себя». Это один из#nbsp;самых значимых периодов в#nbsp;жизни человека. Ребёнок в#nbsp;этом возрасте максимально восприимчив к#nbsp;освоению разных навыков и#nbsp;умений.

Программа развития у#nbsp;детей заложена природой одна и#nbsp;та#nbsp;же, но#nbsp;при этом у#nbsp;каждого ребёнка она индивидуальна. Как не#nbsp;упустить момент «взрыва письма», и#nbsp;вовремя предложить ребёнку нужные материалы? Как развить органы чувств, приучить к#nbsp;самостоятельности? Как дать опыт детям нетравматичной социализации?

Метод Монтессори позволяет детям в#nbsp;возрасте от#nbsp;3 до#nbsp;6 лет насытить себя необходимой информацией, двигаясь при этом в#nbsp;своём темпе, ни#nbsp;с#nbsp;кем не#nbsp;конкурируя, не#nbsp;боясь ошибиться, испытывая радость познания и#nbsp;собственных открытий.

С#nbsp;этой целью класс Монтессори условно поделён на зоны, свободно исследуя которые, дети «строят» сами себя.

Сенсорная зона

Монтессори выдвинула гипотезу, а#nbsp;последующие научные исследования её#nbsp;подтвердили: дети изучают мир при помощи органов чувств. Они пробуют на#nbsp;вкус, нюхают, разглядывают, трогают и#nbsp;слушают всё, что попадается у#nbsp;них на#nbsp;пути. В#nbsp;этом нежном возрасте они ещё не#nbsp;могут классифицировать свои ощущения. Работа в#nbsp;сенсорной зоне помогает детям ввести понятия своим чувствам и#nbsp;упорядочить их.

Математика

Если описать Монтессори подход к#nbsp;изучению математики одним выражением, это будет#nbsp;— «от#nbsp;общего к#nbsp;частному». Серия математических материалов, которые можно потрогать руками, расположены в#nbsp;порядке усложнения. Они прививают детям любовь и#nbsp;глубокое чувствование математических основ (сложения, вычитания, умножения и#nbsp;деления).

Зона развития речи

Одно из#nbsp;величайших открытий Марии Монтессори#nbsp;— то, как дети учатся говорить, читать и#nbsp;писать. Речь человека#nbsp;— первые звуки, которые ребёнок вычленяет из#nbsp;общей массы звуков, ещё задолго до#nbsp;того, как он#nbsp;начинает разговаривать сам, поэтому читать и#nbsp;писать дети учатся, начиная с#nbsp;фонетики. Упор делается не#nbsp;на#nbsp;запоминании того, как пишется правильно слово, а#nbsp;на#nbsp;понимании его смысла. Как говорила Монтессори, все могут прочитать Шекспира, но#nbsp;не#nbsp;все могут по-настоящему понять его.

Зона практический жизни

Зону практический жизни часто называют основой Монтессори педагогики. Она помогает при адаптации ребёнка, при переходе из#nbsp;домашней среды в#nbsp;группу. Занимаясь в#nbsp;зоне практический жизни, дети развивают необходимые для самообслуживания навыки, привыкают к#nbsp;правилам и#nbsp;режиму класса, а#nbsp;также закладывают базис для более серьёзной работы в#nbsp;будущем. Двигаясь от#nbsp;более простых упражнений (переливание воды из#nbsp;кувшина в#nbsp;кувшин) к#nbsp;более сложным (завязывание шнурков), дети получают возможность обнаружить, расширить и#nbsp;углубить свою независимость.

Зона космического развития

Мария Монтессори полагала, что дети должны быть хорошо развиты не#nbsp;только в#nbsp;области научных знаний, но и#nbsp;в#nbsp;социо-культурном плане. Она считала, что в#nbsp;период формирования, детей нужно познакомить с#nbsp;широким спектром разных концепций, идей и#nbsp;тем для самостоятельного изучения. Зона космоса включает в#nbsp;себя: ботанику, зоологию, историю, географию, музыку, живопись, и#nbsp;многие другие виды наук и#nbsp;искусства.

Почему Монтессори метод эффективен?

Индивидуализация процесса

Свобода выбора деятельности. Материалы для самостоятельного изучения. Возможность продолжать и#nbsp;завершать работу в#nbsp;любое время. Возможность двигаться в#nbsp;своём темпе и#nbsp;в#nbsp;своём направлении

Упор на когнитивные и социальные навыки

Разновозрастная группа. Стимуляция групповой работы в#nbsp;атмосфере принятия и#nbsp;взаимоподдержки.

Свобода без вседозволенности

Cреда и#nbsp;метод формируют способность к#nbsp;самодисциплине. Внутренняя мотивация к#nbsp;обучению. Самооценка прогресса.

Деликатная роль педагога

Педагог воздействует на класс через среду. Индивидуальные уроки-презентации.
Монтессори