Мария Монтессори возрастной период от 3 до 6 лет называла «Строитель самого себя». Это один из самых значимых периодов в жизни человека. Ребёнок в этом возрасте максимально восприимчив к освоению разных навыков и умений.
Программа развития у детей заложена природой одна и та же, но при этом у каждого ребёнка она индивидуальна. Как не упустить момент «взрыва письма», и вовремя предложить ребёнку нужные материалы? Как развить органы чувств, приучить к самостоятельности? Как дать опыт детям нетравматичной социализации?
Метод Монтессори позволяет детям в возрасте от 3 до 6 лет насытить себя необходимой информацией, двигаясь при этом в своём темпе, ни с кем не конкурируя, не боясь ошибиться, испытывая радость познанияи собственных открытий.
С этой целью класс Монтессори условно поделён на зоны, свободно исследуя которые, дети «строят» сами себя.
Сенсорная зона
Монтессори выдвинула гипотезу, а последующие научные исследования её подтвердили: дети изучают мир при помощи органов чувств. Они пробуют на вкус, нюхают, разглядывают, трогают и слушают всё, что попадается у них на пути. В этом нежном возрасте они ещё не могут классифицировать свои ощущения. Работа в сенсорной зоне помогает детям ввести понятия своим чувствам и упорядочить их.
Математика
Если описать Монтессори подход к изучению математики одним выражением, это будет — «от общего к частному». Серия математических материалов, которые можно потрогать руками, расположены в порядке усложнения. Они прививают детям любовь и глубокое чувствование математических основ (сложения, вычитания, умножения и деления).
Зона развития речи
Одно из величайших открытий Марии Монтессори — то, как дети учатся говорить, читать и писать. Речь человека — первые звуки, которые ребёнок вычленяет из общей массы звуков, ещё задолго до того, как он начинает разговаривать сам, поэтому читать и писать дети учатся, начиная с фонетики. Упор делается не на запоминании того, как пишется правильно слово, а на понимании его смысла. Как говорила Монтессори, все могут прочитать Шекспира, но не все могут по-настоящему понять его.
Зона практический жизни
Зону практический жизни часто называют основой Монтессори педагогики. Она помогает при адаптации ребёнка, при переходе из домашней среды в группу. Занимаясь в зоне практический жизни, дети развивают необходимые для самообслуживания навыки, привыкают к правилам и режиму класса, а также закладывают базис для более серьёзной работы в будущем. Двигаясь от более простых упражнений (переливание воды из кувшина в кувшин) к более сложным (завязывание шнурков), дети получают возможность обнаружить, расширить и углубить свою независимость.
Зона космического развития
Мария Монтессори полагала, что дети должны быть хорошо развиты не только в области научных знаний, но и в социо-культурном плане. Она считала, что в период формирования, детей нужно познакомить с широким спектром разных концепций, идей и тем для самостоятельного изучения. Зона космоса включает в себя: ботанику, зоологию, историю, географию, музыку, живопись, и многие другие виды наук и искусства.
Почему Монтессори метод эффективен?
Индивидуализация процесса
Свобода выбора деятельности. Материалы для самостоятельного изучения. Возможность продолжать и завершать работу в любое время. Возможность двигаться в своём темпе и в своём направлении
Упор на когнитивные и социальные навыки
Разновозрастная группа. Стимуляция групповой работы в атмосфере принятия и взаимоподдержки.
Свобода без вседозволенности
Cреда и метод формируют способность к самодисциплине. Внутренняя мотивация к обучению. Самооценка прогресса.
Деликатная роль педагога
Педагог воздействует на класс через среду. Индивидуальные уроки-презентации.