Полезные статьи

Ребёнок идет в детский сад

Идем в детский сад

В жизни большинства современных детей рано или поздно наступает этот важный и трудный момент. Конечно же все мы и наши дети разные и поэтому реакция на расставание и попадание в новую обстановку у всех различна. Когда я читаю лекции будущим Монтессори-педагогам, довольно часто я спрашиваю у группы, у кого какие воспоминания остались от детского сада. Примерно треть тех, кто вообще посещал детское учреждение, несет с собой по жизни ощущение, что детский сад это ужасно. Зачастую именно поэтому они и обращаются к нетрадиционным методикам, чтобы своих детей избавить от этого кошмара. И это те люди, которые, будучи детьми, в какой то момент «перестали плакать», как обещали воспитательницы. То есть поняли, что никто их плач не услышит, что бороться и сопротивляться бесполезно. Очень часто сейчас они обращаются за помощью к специалистам, для того чтобы преодолеть последствия пребывания в детском саду, которое они рассматривают как предательство. Любой первый жизненный опыт потом очень сильно сказывается в аналогичных ситуациях – то есть, если ребёнок не смог адаптироваться в детском саду, то высока вероятность того, что и потом он будет испытывать значительные трудности при вхождении в новый коллектив.

Треть – это много

Но даже, если бы один из ста детей испытывал трудности, следовало бы к этому периоду отнестись с особым вниманием. В этой статье мы и рассмотрим, какие проблемы возникают у детей при привыкании к детскому саду и какие есть возможности для того, чтобы даже самые трудно адаптирующиеся дети могли успешно стать членами Монтессори-группы.

Для трехлетнего ребёнка, а мы принимаем детей именно в этом возрасте, приход в группу означает примерно то же самое, как если бы взрослого человека забросили в совершенно незнакомую страну, где он не знает ни языка, ни законов, ни географии и не имеет возможности ни задать вопрос, ни попросить о помощи.

И если у нас с вами может остаться надежда на то, что где-то есть родное консульство, ну и вообще мы уже имели более или менее успешные контакты с другими себе подобными, то у трехлетнего ребёнка этого нет.

До сих пор все коммуникации с внешним миром осуществлялись через маму (далее я буду говорить о маме, подразумевая, что на ее месте могут быть и бабушка и папа и другой значимый взрослый, то есть человек, которому ребёнок доверяет). Тот путь, который ребёнок прошел за три года огромен и маме уже кажется, что он совсем большой и все умеет и в присутствии мамы или тогда, когда он знает, что мама доступна в любой момент, он действительно может вести себя как уже «совсем большой».

Если ребёнок хотел есть или пить, он просил - у мамы, поддержки и утешения – у мамы, защиту от холода и жары – у мамы.

Но вот наступает момент, когда мама решает, что ребёнка пора вести в детский сад

Почему ребёнка ведут в детский сад? Вот основные мотивы.

Зачастую мама считает, что

  • ему нужно детское общество,
  • я уже не могу дать ему всего,
  • у меня больше нет сил,
  • мне нужно работать,
  • я должна заботиться о младшем ребёнке,
  • все сверстники ходят куда-нибудь,
  • если мы не пойдем сейчас, у нас пропадет место,
  • и другие причины не менее важные для мамы, имеющие очень мало отношения к реальным потребностям ребёнка. Когда мама приводит ребёнка в группу Монтессори, то основными мотивами оказываются довольно часто «у вас на детей не кричат» и «я хочу, чтобы он как-нибудь развивался».

С 7-8 месяцев, когда ребёнок начинает отличать своих от чужих, и у него появляется боязнь одиночества, любые события, связанные с расставанием с мамой – ее выход на работу, просто в магазин, разлучение во время каких-либо медицинских процедур или пребывание в игровой торгового центра «всего пол часа» могут оказать фатальное воздействие – потеря доверия к окружающему миру, которое приведет к тому, что дальнейшие попытки отделения со стороны мамы будут вызывать резко протестную реакцию - слезы, истерики, неврозы и болезни.

Безусловно, мы всегда вынуждены делать выбор и если маме нужно идти работать, для того чтобы прокормить семью, то сопли на год, энурез или ночные страхи – это часто не такая большая плата. Наиболее распространенные последствия необдуманного оставления ребёнка в незнакомом месте или с незнакомыми людьми до 3-4 лет – это сосание пальца и других предметов, страхи и нежелание оставаться одному или без мамы даже с уже хорошо известными людьми, страх идти на групповые занятия, например музыкальные даже в присутствии мамы. Ну и конечно, болезни, это могут быть и простудные заболевания с астматическими явлениям, и нейродермиты, и желудочные расстройства.

Если же мы можем позволить себе «роскошь человеческого общения» с собственным ребёнком, то имеет смысл любые расставания делать только после удовлетворительной подготовки.

И все-таки, почему же именно в три года имеет смысл задуматься о детском саде. К этому моменту ребёнок (тот самый среднестатистический) уже достаточно отделился от мамы и говорит о себе «я». У него возникает потребность в контактах со сверстниками, то есть наступает очень важный период, когда простраивание отношений в игре или совместной деятельности позволяет ребёнку научиться понимать себя и других. К этому моменту он уже успел выяснить, каким образом управлять собственным телом, исследовать окружающий мир в пределах своей квартиры, изучить людей в лице своих родных и близких и научиться объясняться общепринятым человеческим средством, то есть при помощи речи. Пред ним стоит множество задач – расширить сферу своего исследования, продолжить отделение от мамы, выяснить, чем отличаются мальчики от девочек и разобраться с собственным полом, научиться строить отношения с себе подобными и масса других не менее важных.

Что же является стрессовыми факторами, связанными с появлением в жизни ребёнка детского сада?

Их тоже невозможно все учесть, основными же являются следующие.

Изменение распорядка дня: как правило, более раннее вставание. Еда сон, игра, все будет происходить в другое время, жестко установленное, не всегда совпадающее с естественными биологическими потребностями.

  • Дорога - особенно травматична в городском транспорте.
  • Изменение видов и способов деятельности. То есть, помимо того, что ребёнок будет заниматься другим, он и привычные вещи, например, есть или укладываться спать, должен выполнять по-другому.
  • Конфликты с родителями, связанные с необходимостью быстро позавтракать и одеться.
  • Необходимость контактировать с большим количеством незнакомых людей.
  • Недостаточная развитость речи и поэтому невозможность ясно рассказать о своих потребностях. Вообще, мы все говорим немного на разных языках, используя разные слова и интонации, мимику и жесты, и для ребёнка язык воспитателей может оказаться иностранным.
  • Неизвестная география группы – где играть, где есть, где спать, куда сходить в туалет.
  • Изменение пищи и способа ее принятия.
  • И самое главное, что все эти проблемы теперь приходится решать самому, в одиночку, не рассчитывая на маму.

То есть принципиальное и кардинальное изменение мира. Те, кто знаком с сенситивными периодами по Монтессори, помнит, что период порядка, то есть время, когда ребёнок особо чувствителен к нарушению установленных правил во времени и пространстве продолжается приблизительно до 3 лет. Но это не означает, что в три года и один день наше дитя сможет с легкостью принять любые изменения. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что приводя ребёнка в детский сад, мы разрушаем, установленный до этого порядок, что, безусловно, является чрезвычайно стрессогенным фактором.
Что#nbsp;же делать?

Наша задача#nbsp;— задача педагогов и#nbsp;родителей состоит в#nbsp;том, чтобы этот процесс оказался наименее травматичным.
В#nbsp;среднем адаптация к#nbsp;детскому саду занимает 2−4 месяца

Мы#nbsp;можем сказать, что ребёнок адаптировался в#nbsp;группе, когда он:

  • Без слез расстается с#nbsp;родителями утром и#nbsp;встречается с#nbsp;ними в#nbsp;конце дня.
  • Свободно передвигается по#nbsp;группе, сам выбирает разные материалы,
  • Может обратиться с#nbsp;просьбой или за#nbsp;помощью к#nbsp;педагогу или другому ребёнку, а#nbsp;также сказать, чем он#nbsp;недоволен или расстроен.
  • Не#nbsp;проявляет беспричинной агрессии или тревоги.
  • В#nbsp;большинстве случаев выполняет установленные правила#nbsp;— то#nbsp;есть не#nbsp;ходит по#nbsp;коврикам, убирает материалы на#nbsp;место, не#nbsp;мешает деятельности других детей.
  • Сам ест. Следует учитывать, что у#nbsp;всех детей потребности в#nbsp;пище и#nbsp;пищевые предпочтения разные, поэтому количество съедаемого не#nbsp;является показателем, и#nbsp;все-таки, если ребёнок проводит в#nbsp;группе весь день, то#nbsp;за#nbsp;пару месяцев, как правило, он#nbsp;находит блюда, которые ему подходят.
  • Спит или может лежать в#nbsp;кроватке во#nbsp;время тихого часа.


Замедление или ухудшение адаптации может быть вызвано множеством внешних факторов

Наиболее распространенные это:

  • Болезни, особенно с#nbsp;высокой температурой, сопровождающиеся сильными болевыми ощущениями, например ангина. После них ребёнок зачастую перестает доверять маме, которая с#nbsp;его точки зрения не#nbsp;только не#nbsp;помогла, когда ему было так плохо, а#nbsp;ещё и#nbsp;мучила его всякими полосканиями, каплями и#nbsp;таблетками.
  • Конфликты между родителями.
  • Появление младших братьев и#nbsp;сестер. Это очень травматичное событие, которое приводит и#nbsp;к#nbsp;повышению тревожности и#nbsp;агрессивности.
  • Слишком большая нагрузка, когда помимо садика ещё и#nbsp;бассейн, и#nbsp;карате, и#nbsp;кружок по#nbsp;рисованию, и#nbsp;хор при Большом театре.
  • Переезды. Изменение привычной обстановки, дороги, окружения повышает тревожность.
  • Нерегулярность посещения группы. Несмотря на#nbsp;то, что в#nbsp;Монтессори-группе нет программы, единой для всех детей, существуют так называемые групповые процессы, которые и#nbsp;делают группу группой, а#nbsp;не#nbsp;собранием отдельных личностей. И#nbsp;если ребёнок не#nbsp;участвует в#nbsp;них, то#nbsp;он#nbsp;так и#nbsp;остается так сказать «за#nbsp;бортом».
  • Высокая тревожность родителей, особенно мамы.
  • Время года. Сокращение светового дня очень сильно действует на#nbsp;детей, поэтому в#nbsp;ноябре мы#nbsp;можем наблюдать увеличение проблем с#nbsp;посещаемостью, понижается тонус, увеличивается заболеваемость.

Следует обратить внимание на#nbsp;то, что девочки, как правило, готовы идти в#nbsp;группу раньше мальчиков.

Это происходит в#nbsp;связи с#nbsp;тем, что в#nbsp;среднем девочки:

  • раньше и#nbsp;лучше начинают говорить#nbsp;— им#nbsp;проще объяснить, что они хотят.
  • лучше распознают эмоции и#nbsp;лучше понимают, что думают и#nbsp;чувствуют другие.
  • более адаптивны, то#nbsp;есть лучше приспосабливаются к#nbsp;изменяющимся условиям.
  • менее склонны к#nbsp;физической агрессии.
  • раньше отделяются от#nbsp;мамы.

Поэтому если мы#nbsp;говорим, что три года#nbsp;— это возраст, когда ребёнок идет в#nbsp;детский сад, то#nbsp;многие девочки готовы идти в#nbsp;группу уже с#nbsp;2,5 лет, а#nbsp;мальчикам часто имеет смысл подождать до#nbsp;трех с#nbsp;половиной.

Безусловно, при оценке готовности ребёнка нужно учитывать его физическое состояние и#nbsp;предыдущий жизненный опыт

Так угроза выкидыша у#nbsp;мамы, трудные роды, серьезные болезни на#nbsp;первом году жизни являются факторами повышающими тревожность ребёнка и#nbsp;соответственно возраст, когда имеет смысл задуматься о#nbsp;детском саде.

Значительно проще адаптируются дети, которые с#nbsp;раннего возраста общались с#nbsp;не#nbsp;только с#nbsp;мамой, но#nbsp;и#nbsp;другими родственниками и#nbsp;друзьями. Так вторые дети в#nbsp;семье входят в#nbsp;группу, как правило проще, чем первые и#nbsp;единственные.

Выбрать правильный момент для введения ребёнка в#nbsp;группу важно не#nbsp;только для ребёнка, но#nbsp;и#nbsp;для остальной группы.

Довольно часто и#nbsp;от#nbsp;педагогов детских садов и#nbsp;даже от#nbsp;психологов можно услышать, что плач#nbsp;— это нормально для периода адаптации в#nbsp;детском коллективе. Мы#nbsp;же#nbsp;придерживаемся той точки зрения, что это ненормально и, что этого можно и#nbsp;нужно избежать.

Помимо того, что плач#nbsp;— это показатель стресса для самого ребёнка, кроме того, Монтессори-группа просто не#nbsp;может позволить себе такой «роскоши», поскольку это разрушает деятельность и#nbsp;всех остальных детей.

Учитывая, что группа формируется постепенно, мы#nbsp;постоянно находимся в#nbsp;ситуации, что кто-то из#nbsp;детей новенький, и#nbsp;поэтому бережному введению малыша уделяется такое внимание.

Какова#nbsp;же оптимальная последовательность введения ребёнка в#nbsp;группу?

Будем рассматривать наиболее трудный вариант#nbsp;— группа полного дня, где присутствуют все «сложности».

Начинаем со#nbsp;знакомства. Хорошо, если есть опытный психолог, который может встретиться с#nbsp;мамой и#nbsp;ребёнком и#nbsp;оценить готовность не#nbsp;только ребёнка отделиться, но#nbsp;и#nbsp;мамы отпустить своего малыша, что иногда бывает даже более важно.

Однако, часто педагогов просто ставят перед фактом, что вот этого ребёнка нужно принять. И#nbsp;тогда уже мы#nbsp;не#nbsp;анализируем готов он#nbsp;или нет, а#nbsp;стараемся сделать это с#nbsp;наименьшими потерями.

При появлении нового ребёнка в#nbsp;группе один из#nbsp;педагогов практически полностью оказывается сконцентрирован именно на#nbsp;нем#nbsp;— в#nbsp;этот момент он#nbsp;выполняет роль мамы#nbsp;— показывает территорию, знакомит с#nbsp;правилами, с#nbsp;новыми товарищами, утешает и#nbsp;поддерживает, а#nbsp;также определяет уровень развития ребёнка, его возможности, предпочтения, проблемы и#nbsp;особенности.

На#nbsp;лекциях Монтессори-педагогам советуют не#nbsp;принимать одновременно более одного ребёнка. Однако, учитывая длительность полной адаптации#nbsp;— до#nbsp;четырех месяцев, понятно, что мы#nbsp;не#nbsp;можем ждать столько. Есть рекомендации#nbsp;— не#nbsp;более одного ребёнка в#nbsp;неделю. К#nbsp;сожалению, очень мало детей успевает за#nbsp;неделю настолько освоиться в#nbsp;группе, чтобы отпустить своего «мамозаменителя».

Поэтому имеет смысл начать знакомство с#nbsp;совместных прогулок. Когда группа детского сада гуляет, к#nbsp;ней могут присоединиться будущие воспитанники вместе с#nbsp;мамами. При этом очень важный этап адаптации, а#nbsp;именно, начало общения с#nbsp;другими детьми происходит в#nbsp;максимально безопасной для ребёнка ситуации#nbsp;— мама рядом.

Этап совместного гуляния может продолжаться до#nbsp;месяца, существенной является постепенность, когда регулирующие, опекающие и#nbsp;контролирующие функции постепенно переходят от#nbsp;родителя к#nbsp;педагогу.

Хорошо, если за#nbsp;время совместных прогулок ребёнок устанавливает дружеские связи с#nbsp;другими детьми и#nbsp;доверительные отношения с#nbsp;педагогами. Часто малыш выбирает себе одного из#nbsp;воспитателей в#nbsp;качестве опекуна. Лучше, если и#nbsp;в#nbsp;группе именно этот педагог и#nbsp;будет сопровождающим.

Следующий шаг#nbsp;— свободная работа. Обычно родителей во#nbsp;время работы в#nbsp;Монтессори-группу не#nbsp;пускают. Это важное правило, потому что, как показывает опыт, не#nbsp;многие родители, особенно мамы в#nbsp;состоянии слиться с#nbsp;окружающими материалами настолько, чтобы не#nbsp;мешать работе детей.

Поэтому маму оставляем в#nbsp;раздевалке или другом специально отведенном для этой цели помещении. Ребёнок должен иметь возможность в#nbsp;любой момент выйти к#nbsp;ней. Очень важно, чтобы мама не#nbsp;исчезала. Даже в#nbsp;туалет, даже выйти за#nbsp;дверь поговорить по#nbsp;телефону. То#nbsp;есть, если малыш полагает, что мама рядом, а#nbsp;ее#nbsp;вдруг не#nbsp;окажется это может отбросить нас далеко назад. Любые отлучки возможны только после того, как мама договорится именно с#nbsp;ребёнком. Сначала поводом, действительно, может быть туалет. Трехлетний ребёнок пока ещё не#nbsp;знает, что такое 5 минут или час, но#nbsp;у#nbsp;него уже есть опыт, который говорит, что в#nbsp;туалет#nbsp;— это ненадолго. Потом это может быть магазин, врач, парикмахерская#nbsp;— какие-то более продолжительные отлучки тоже уже ему знакомые.

В#nbsp;конце концов, ребёнок приходит на#nbsp;свободную работу, мама договаривается с#nbsp;ним и#nbsp;возвращается к#nbsp;ее#nbsp;окончанию.

Не#nbsp;стоит начинать с#nbsp;присутствия на#nbsp;кругах, потому что для ребёнка в#nbsp;состоянии напряженности очень трудно соблюдать даже относительную неподвижность.

После того, как малыш научился оставаться один, можно привыкать есть в#nbsp;коллективе. Для новичка в#nbsp;детсадовской еде непривычно все#nbsp;— вид, вкус, запах, правила поведения за#nbsp;столом, поэтому дети могут привыкать к#nbsp;ней долго. Но#nbsp;после адаптации большинство в#nbsp;детском саду ест гораздо лучше, чем дома. И#nbsp;не#nbsp;только дети, замечено, что в#nbsp;компании мы#nbsp;едим на#nbsp;20−30 процентов больше, чем в#nbsp;одиночку.

Один из#nbsp;самых сложных этапов#nbsp;— это тихий час. Засыпать в#nbsp;незнакомом месте и#nbsp;для многих взрослых#nbsp;— проблема. Для человека очень важно ощущать полную безопасность в#nbsp;моменты своей наибольшей уязвимости. Поэтому на#nbsp;тихий час ребёнка оставляем только тогда, когда остальные этапы адаптации удовлетворительно пройдены.

Хорошо, если у#nbsp;ребёнка будет что-то, принесенное из#nbsp;дома специально для засыпания#nbsp;— мягкая игрушка, одеяло, подушка или какой-то другой предмет, знакомый на#nbsp;ощупь и#nbsp;по#nbsp;запаху, который может помочь ему почувствовать себя спокойнее.

Часто после просыпания ребёнок некоторое время не#nbsp;может понять, где он, поэтому к#nbsp;новичкам особое внимание и#nbsp;в#nbsp;момент подъема.

Если мама пообещала, что придет после тихого часа, то, вообще говоря, следует быть до#nbsp;просыпания, потому что этот момент зачастую особенно труден.

Важно не#nbsp;обманывать. Не#nbsp;в#nbsp;смысле#nbsp;— сказал в#nbsp;парикмахерскую, значит в#nbsp;парикмахерскую, а#nbsp;если родитель сказал, что вернется к#nbsp;окончанию свободной работы, значит должен вернуться. Это очень важно проговорить со#nbsp;взрослыми, которые приводят детей, одно опоздание#nbsp;— и#nbsp;многодневный труд пойдет насмарку. В#nbsp;период привыкания к#nbsp;детскому саду нужно особенно бережно и#nbsp;внимательно относится к#nbsp;ребёнку. Не#nbsp;стоит оставлять его одного в#nbsp;каких-то других незнакомых местах, например в#nbsp;игровых при магазинах или отелях, желательно не#nbsp;совмещать поступление в#nbsp;детский сад и#nbsp;переезд, выход мамы на#nbsp;работу. Стоит внимательнее отнестись к#nbsp;планированию семьи, потому что одной из#nbsp;самых сильных травм для ребёнка может быть одновременное рождение младшего брата или сестры и#nbsp;отправление в#nbsp;детский сад.

Единственная ситуация, когда мы#nbsp;допускаем, что ребёнок плачет#nbsp;— это высоко тревожные мамы. Зачастую такая мама относится к#nbsp;той самой «трети» и#nbsp;имеет свой собственный негативный опыт посещения детского сада.

При этом родственники, знакомые и#nbsp;здравый смысл ей#nbsp;подсказывают, что бывает и#nbsp;по-другому. И#nbsp;мама берет своего, как правило, единственного и#nbsp;ведет в#nbsp;тщательно выбранный в#nbsp;нашем случае монтессори детский сад. И#nbsp;вот, подходя к#nbsp;зданию, не#nbsp;сильно изменившемуся за#nbsp;последние 20 лет, она уже внутренне трепещет и#nbsp;сердце замирает и#nbsp;руки, держащие ребёночка, холодеют и#nbsp;ноги подламываются. И#nbsp;ребёнок все это чувствует, и#nbsp;понимает, что идут они в#nbsp;какое-то уж#nbsp;совсем страшное место и#nbsp;естественно начинает нервничать и#nbsp;слегка упираться. Когда#nbsp;же мама неестественно бодрым голосом начинает рассказывать о#nbsp;том, как ему там будет замечательно, какие там прекрасные дети и#nbsp;игрушки, тут он#nbsp;окончательно убеждается в#nbsp;том, что его хотят надуть и#nbsp;резко тормозит. А#nbsp;в#nbsp;это время мама открывает дверь и#nbsp;чувствует до#nbsp;боли знакомый запах подгоревшей манной каши и#nbsp;все аргументы родственников и#nbsp;знакомых кажутся уже полным бредом. Она своими руками ведет несчастного ребенка туда, где ей#nbsp;самой было так плохо. К#nbsp;тому моменту, когда нужно попрощаться мама уже чувствует себя предательницей и#nbsp;извергом, а#nbsp;ребенок абсолютно уверен, что сейчас произойдет что-то ужасное, не#nbsp;зря#nbsp;же мама так сжимает его руку, у#nbsp;нее дрожат губы и, кажется, сейчас польются слезы. И#nbsp;они действительно льются. А#nbsp;мама почему-то собирается его оставить тут!!!

Такие расставания со#nbsp;всеобщими слезами могут затягиваться на#nbsp;часы. И#nbsp;чем дольше, тем сложнее это прекратить, потому что ни#nbsp;мама ребёнка, ни#nbsp;ребёнок маму утешить не#nbsp;может.

Лучший способ найти человека#nbsp;— папу, бабушку, няню, для которого детский сад#nbsp;— лучшее воспоминание детства. И#nbsp;доверить вождение ребёнка в#nbsp;период адаптации именно ему. К#nbsp;сожалению это возможно не#nbsp;всегда. Иногда помогает видеосъемка. Непрерывная съемка ребёнка в#nbsp;течение часа#nbsp;— полутора, для того чтобы мама удостоверилась, что ее#nbsp;драгоценное дитя не#nbsp;рыдает часами, сидя в#nbsp;уголке, а#nbsp;занимается с#nbsp;интересом и#nbsp;даже, о#nbsp;чудо, смеется.

Если это не#nbsp;помогает, а#nbsp;мама все-таки решила, что ходить они будут несмотря ни#nbsp;на#nbsp;что, то#nbsp;договариваемся с#nbsp;мамой и#nbsp;в#nbsp;момент прихода в#nbsp;раздевалку забираем ребёнка из#nbsp;ее#nbsp;дрожащих рук и#nbsp;мама быстро уходит. Ребёнок плачет ровно две минуты, а#nbsp;потом успокаивается, потому что все остальные не#nbsp;сомневаются в#nbsp;том, что здесь хорошо и#nbsp;плакать некому и#nbsp;незачем. Обычно бывает достаточно одной-двух недель таких быстрых расставаний и#nbsp;уже ребёнок становится утешителем для своей мамы.

Большое преимущество монтессори-групп с#nbsp;точки зрения адаптации ребёнка#nbsp;— это их#nbsp;разновозрастность, принцип последовательного набора детей и#nbsp;наличие большого количества материалов, которые помимо познавательной выполняют и#nbsp;задачи психотерапевтические .

Многие родители обращают внимание на#nbsp;то, что их#nbsp;трехлетний малыш гораздо больше любит играть с#nbsp;пяти-шести летними детьми, чем со#nbsp;сверстникам. Причина этого в#nbsp;том, что такие взрослые дети уже умеют общаться. Трехлеткам договориться или совместно играть значительно сложнее. Поэтому наличие в#nbsp;группе более старших детей очень важный фактор именно для успешной адаптации малышей. И#nbsp;педагогам важно научиться ориентировать старших детей на#nbsp;помощь и#nbsp;поддержку новичков. Следует обратить внимание на#nbsp;достаточное количество материалов, связанных с#nbsp;водой#nbsp;— классические#nbsp;— мытье посуды, рук, стирка белья и#nbsp;просто переливание, пускание пузырей, а#nbsp;также разнообразные пересыпания, которые оказывают расслабляющее и#nbsp;успокаивающее действие. Дети часто сами обращаются к#nbsp;таким материалам в#nbsp;ситуации повышенной тревоги.

Посещение детьми «нулевки» или «группы вместе с#nbsp;мамой», к#nbsp;сожалению, не#nbsp;является залогом того, что вхождение в#nbsp;группу 3−6 пройдет безболезненно. Исключение#nbsp;— это ситуации, когда старшая группа проходит в#nbsp;том#nbsp;же помещении, и#nbsp;с#nbsp;теми#nbsp;же педагогами. Тогда действительно адаптация проходит незаметно и#nbsp;переход в#nbsp;старшую группу может происходить гораздо раньше. Хорошая иллюстрация к#nbsp;этому группы «тоддлеров», формирующиеся из#nbsp;детей, уже посещавших младшую группу в#nbsp;том#nbsp;же пространстве.

Что может сделать педагог из#nbsp;нулевки для облегчения перехода#nbsp;— это рассказать мамам об#nbsp;особенностях адаптации к#nbsp;детскому саду, для того чтобы у#nbsp;них не#nbsp;возникало иллюзий, что все может произойти за#nbsp;два дня, или, в#nbsp;крайнем случае, за#nbsp;неделю. Потому, что если мама выделит на#nbsp;это слишком мало времени, то, сама не#nbsp;желая того, будет отталкивать ребёнка в#nbsp;этот трудный период, раздражаться на#nbsp;него и#nbsp;в#nbsp;результате это только осложнит адаптацию и#nbsp;затянет ее#nbsp;на#nbsp;неопределенное время.

Возможно так#nbsp;же приобретение опыта присутствия в#nbsp;группе без мамы, когда мама договаривается с#nbsp;ребёнком и#nbsp;уходит либо в#nbsp;раздевалку, либо вообще. Но#nbsp;это скорее опыт доверия к#nbsp;маме#nbsp;— если мама обещала, то#nbsp;обязательно вернется. При этом особенно важно акцентировать внимание на#nbsp;соблюдении договоренности. Иначе опыт будет негативным и#nbsp;может даже осложнить переход в#nbsp;старшую группу.

Наиболее эффективными для успешной адаптации являются, конечно, индивидуальные занятия, когда педагог может сконцентрироваться полностью на#nbsp;пришедшем человечке и#nbsp;установить с#nbsp;ним надежный контакт. Понять пристрастия и#nbsp;особенности восприятия, определить какая группа, или, может быть, какие конкретно материалы в#nbsp;данный момент особенно интересны ребёнку.

Может быть, нарисованная картина кому-то покажется слишком мрачной. Работая в#nbsp;группах, мы#nbsp;видим столько детей, прекрасно себя чувствующих, замечательно работающих, доброжелательных, нормализованных. Конечно я, как психолог чаще сталкиваюсь с#nbsp;проблемами. Но#nbsp;сколько их, детей, которые походили несколько дней или месяцев и#nbsp;так и#nbsp;не#nbsp;смогли привыкнуть просто потому, что получили первый сильный травмирующий опыт. Давайте, обратим внимание и#nbsp;на#nbsp;них.
Монтессори