Полезные статьи

Как выбрать сад и школу Монтессори и распознать подделку: 11 важных признаков

Не всё Монтессори одинаково полезно

К#nbsp;сожалению, многие детские сады лишь прикрываются раскрученным брендом, толком не#nbsp;разобравшись в#nbsp;методе. На#nbsp;западе даже существуют специальные названия для таких учебных учреждений: Montesomething, Montessortof, Wantassori и#nbsp;прочие. Качество образования в#nbsp;таких центрах низкое, а#nbsp;цены#nbsp;— такие#nbsp;же, как в#nbsp;настоящих Монтессори школах. Это подрывает репутацию всех Монтессори центров, самого метода, заставляет несчастную Марию Монтессори переворачиваться в#nbsp;гробу, ну#nbsp;и#nbsp;детей, конечно, тоже жалко.

В#nbsp;лучшем случае на#nbsp;сайте таких центров написано «Занятия с#nbsp;элементами Монтессори». Обычно это означает, что директор купил детям несколько деревянных игрушек. Больше отличий от#nbsp;почти бесплатной группы кратковременного пребывания в#nbsp;государственном саду там нет.

В#nbsp;худшем случае#nbsp;— на#nbsp;сайте крупными буквами написано «Монтессори», висит фотография Марии, выложена пара статей о#nbsp;методе, в#nbsp;общем#nbsp;— не#nbsp;прикопаться.

Как тогда отличить подделку от#nbsp;настоящей Монтессори школы? Вот вам 11 красных флажочков, на#nbsp;которые стоит обратить внимание.

1. Обилие групповых занятий в течение дня

В#nbsp;Монтессори группе групповых фронтальных занятий должно быть по#nbsp;минимуму. Фронтальные#nbsp;— это когда учитель что-то рассказывает всему классу, вкладывает в#nbsp;него, так сказать, знания. В#nbsp;правильных Монтессори центрах обычно такие групповые уроки проходят в#nbsp;начале и#nbsp;в#nbsp;конце занятия и#nbsp;длятся недолго, минут 15. В#nbsp;остальное время ребёнок свободно передвигается по#nbsp;классу, занимается чем хочет, с#nbsp;кем хочет, сколько хочет и#nbsp;каким угодно способом. Педагог при необходимости даёт индивидуальные уроки#nbsp;— презентации. Это позволяет ребёнку научиться слушать себя, делать выбор, развиваться в#nbsp;своём темпе и#nbsp;гораздо эффективнее.

2. Хождение строем

Философия Монтессори применется в#nbsp;хороших клубах не#nbsp;только на#nbsp;занятиях, но и#nbsp;в#nbsp;бытовых аспектах: дети ходят в#nbsp;туалет когда хотят, старших не#nbsp;укладывают насильно днём спать, детей не#nbsp;заставляют доедать всё, что лежит у#nbsp;них на#nbsp;тарелке.

3. В группе все дети одного возраста

Мария Монтессори условно поделила всех детей на#nbsp;возрастные группы согласно задачам периода: 0−3, 3−6, 6−9, 9−12. Важно, чтобы в#nbsp;каждой группе были дети разного возраста. Тут всё просто: младшие тянутся за#nbsp;старшими, а#nbsp;старшие развивают лидерские качества, эмпатию, и#nbsp;учатся заботе о#nbsp;тех, кто слабее.

4. Перегруженная среда

Комната, где проходят занятия, должна выглядеть аккуратно, чисто и#nbsp;эстетично. Полки в#nbsp;классе не#nbsp;должны выглядеть «заваленными» игрушками, особенно яркими, пластиковыми и#nbsp;пищащими. Класс должен быть условно поделён на#nbsp;зоны.

Обратите внимание на#nbsp;зону УПЖ (Упражнения практической жизни). Она должна занимать большую часть класса и#nbsp;располагаться близко ко#nbsp;входу. Дети должны иметь возможность готовить еду, упражняться в#nbsp;переливании и#nbsp;пересыпании, учиться подметать, вытирать пыль, гладить утюгом, самостоятельно одеваться и#nbsp;раздеваться, ухаживать за#nbsp;собой и#nbsp;классом. На#nbsp;каждой полке, в#nbsp;идеале, должно стоять не#nbsp;более двух-трёх подносов с#nbsp;материалами. Подносы дети для работы переносят на#nbsp;коврик или за#nbsp;стол.

5. Полная безопасность

Ребёнок, выросшей среди пластмассовой посуды, игрушечных ножей и#nbsp;ящиков, закрытых на#nbsp;ограничители, не#nbsp;нюхал жизни. В#nbsp;Монтессори среде дети обжигаются, режутся, спотыкаются, ударяются, бьют посуду, обливаются, пачкают и#nbsp;рвут одежду. Проще говоря, с#nbsp;малых лет усваивают, что всё бренно в#nbsp;этом мире, особенно мы#nbsp;сами. Хорошая новость: только набив достаточное количество шишаков можно научиться аккуратно передвигаться, только разлив сотню чашек на#nbsp;пузо можно научиться самому пить водичку, только прищемив все пальцы на#nbsp;руках и#nbsp;ногах можно научиться аккуратно закрывать и#nbsp;открывать ящики, а#nbsp;несколько раз обжегшись об#nbsp;свечку#nbsp;— не#nbsp;захочешь лезть в#nbsp;горящий камин. Как говорил Оскар Уайльд, опытом люди называют свои ошибки.

6. Выражение «Гармонично развитая личность»

Задача Монтессори педагогики#nbsp;— не#nbsp;подтянуть ребёнка там, где он#nbsp;слабоват, превращая его личность в#nbsp;ровный круг, а#nbsp;пробудить и#nbsp;выманить, как говорила Мария Монтессори, духовный эмбрион ребёнка, ведущий его к#nbsp;познанию. Иными словами, если вам обещают, что вся группа будет к#nbsp;пяти годам как штык читать, считать, вышивать крестом и#nbsp;прыгать в#nbsp;длину на#nbsp;8 метров#nbsp;— бегите оттуда. Монтессори метод#nbsp;— не#nbsp;про результат, а#nbsp;про любознательность и#nbsp;искреннее желание учиться.

7. Отсутствие дипломов

У#nbsp;педагогов должно быть образование в#nbsp;области Монтессори, подтверждённое сертификатом. У#nbsp;руководителей, в#nbsp;идеале, тоже.

8. Похвала, наказание и конкуренция

Настоящие педагоги Монтессори не#nbsp;хвалят, не#nbsp;ругают, не#nbsp;наказывают, вообще никак не#nbsp;оценивают детей. Не#nbsp;должно быть никаких наклеечек, смайликов, солнышек и#nbsp;сердечек за#nbsp;хорошо выполненное задание. Не#nbsp;должно быть никаких соревновательных моментов (кто быстрей оденется, поест, заснёт и#nbsp;так далее). Это необходимо, чтобы внутренняя мотивация ребёнка не#nbsp;сбивалась внешней.

9. Высокомерие и грубость по отношению к детям

Здорово, если педагоги разговаривают с#nbsp;детьми тихо, спокойно и#nbsp;уважительно, внимательно слушают их, присаживаясь рядом с#nbsp;ними на#nbsp;корточки или стул, чтобы оказаться на#nbsp;их#nbsp;уровне.

10. Педагоги выглядят замотанными и несчастными

Это касается не#nbsp;только Монтессори клубов. Выясните нет#nbsp;ли большой текучки кадров в#nbsp;детском саду. Поговорите с#nbsp;каждым сотрудником от#nbsp;уборщицы до#nbsp;бухгалтера. Тревожным звоночком будут жалобы коллег друг на#nbsp;друга. Хороший руководитель старается предотвратить эмоциональное выгорание педагогов и#nbsp;сплотить коллектив.

11. Слишком много директивных указаний

В#nbsp;целом излишний контроль со#nbsp;стороны взрослых, особенно в#nbsp;конце учебного года#nbsp;— плохо. Ощущение хаоса в#nbsp;классе#nbsp;— тоже. Дети в#nbsp;Монтессори группе помимо прочего учатся самодисциплине. Попадая в#nbsp;класс, малыш впитывает правила, буквально, из#nbsp;атмосферы. Их#nbsp;соблюдать не#nbsp;сложно: они удобны самим детям, соответствуют здравому смыслу и#nbsp;немногочисленны. Например: по#nbsp;классу не#nbsp;бегать, не#nbsp;кричать, не#nbsp;драться, игрушки не#nbsp;отнимать, убирать вещи за#nbsp;собой. Гробовая тишина в#nbsp;группе, впрочем#nbsp;— тоже плохо. Она означает, что дети слишком зажаты рамками и#nbsp;боятся быть собой. Хорошо#nbsp;— ощущение «пчелиного роя»: каждый занят своим делом, никто никому не#nbsp;мешает, а#nbsp;в#nbsp;комнате стоит негромкий гул.

Марлен Баррон, президент AMS (American Montessori Society) и#nbsp;педагог Монтессори с#nbsp;45-летним стажем, рассказывала, что в#nbsp;одной глухой китайской деревне стоит покосившаяся лачуга с#nbsp;земляным полом. Там нет ни#nbsp;пресловутой розовой башни, ни#nbsp;коричневой лестницы, ни#nbsp;единого классического Монтессори материала. Зато там учатся дети разного возраста, они сами убираются в#nbsp;школе, сами готовят, вытирают пыль, сажают растения, сами одеваются и#nbsp;раздеваются, помогают друг другу, следуют своим желаниям и#nbsp;интересам, умеют цивилизованно выставлять границы, не#nbsp;боятся взрослых. Это и#nbsp;есть самая настоящая Монтессори школа.
Монтессори