Полезные статьи

Чему на самом деле учат в Монтессори-группе

Почему родители приводят своих детей в#nbsp;группы Монтессори? С#nbsp;этого вопроса мы#nbsp;начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И#nbsp;ответов на#nbsp;него может быть много, и#nbsp;они самые разные, начиная от#nbsp;«раннего развития» и#nbsp;кончая «модно» и#nbsp;«рядом с#nbsp;домом».

Но#nbsp;это все так сказать тактические задачи. Что#nbsp;же является стратегической?

Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К#nbsp;сожалению, даже это не#nbsp;всегда верно, некоторые хотят, чтобы их#nbsp;дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и#nbsp;нобелевскими лауреатами. Что со#nbsp;счастьем, вообще говоря, не#nbsp;связано никак.

Мы#nbsp;же#nbsp;можем поставить несколько более простую задачу#nbsp;— что нужно человеку в#nbsp;современном обществе, чтобы он#nbsp;имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и#nbsp;друзей. Всего-то. Впрочем, может это и#nbsp;есть счастье.

Как было сказано в#nbsp;одном хорошем фильме, счастье#nbsp;— это когда утром тебе хочется идти на#nbsp;работу, а#nbsp;вечером хочется идти домой.

Так какими#nbsp;же качествами должен обладать для этого человек?

Вопрос не#nbsp;такой сложный, и#nbsp;методом мозгового штурма ответы на#nbsp;него находятся за#nbsp;несколько минут. В#nbsp;разных аудиториях перечень этих качеств оказывается примерно одинаковым. Здесь мы#nbsp;рассмотрим несколько из#nbsp;них, о#nbsp;которых вспоминают чаще всего.

  • Коммуникабельность
  • Целеустремленность. Работоспособность
  • Умение принимать решения и#nbsp;делать выбор
  • Ответственность
  • Умение и#nbsp;желание учиться
  • Творчество или креативность
  • Терпимость
  • Не#nbsp;бояться рисковать, не#nbsp;бояться сделать ошибку
  • Лидерские навыки, организаторские способности

Учитывая, что личность человека процентов на#nbsp;90 формируется к#nbsp;6−7 годам, мы#nbsp;можем сказать, что-то время, которое ребенок проведет в#nbsp;наших группах 0−3 и#nbsp;3−6 является базовым и#nbsp;формирующим.

Давайте посмотрим, насколько условия в#nbsp;Монтессори-группе и#nbsp;философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.

Итак.

Коммуникабельность

С#nbsp;одной стороны, склонность или нежелание общаться с#nbsp;другими людьми в#nbsp;значительной степени зависит от#nbsp;наследственности. Никакие воспитательные усилия не#nbsp;превратят интроверта в#nbsp;экстраверта.

Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на#nbsp;две группы:

  • я#nbsp;не#nbsp;понимаю, чего хотят другие, и#nbsp;не#nbsp;учитываю их#nbsp;потребностей
  • я#nbsp;не#nbsp;могу защитить себя от#nbsp;слишком интенсивного вторжения извне и#nbsp;избегаю его.

Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с#nbsp;очень раннего возраста, учит их#nbsp;уважать чужие границы. Коврики и#nbsp;столики#nbsp;— как собственная территория, невозможность внедриться в#nbsp;чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И#nbsp;эти#nbsp;же самые правила позволяют не#nbsp;склонному к#nbsp;контактам ребенку обезопасить себя от#nbsp;вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не#nbsp;имеет права внедриться в#nbsp;его деятельность, в#nbsp;его пространство, принудить его к#nbsp;каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и#nbsp;уменьшает потребность в#nbsp;защите, и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.

Позитивное отношение к миру

Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в#nbsp;США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и#nbsp;количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и#nbsp;позитивное отношение к#nbsp;жизни#nbsp;— то, что остается у#nbsp;Монтессори-детей на#nbsp;более высоком, чем в#nbsp;среднем, уровне, на#nbsp;всю жизнь. То#nbsp;есть они считают, что мир хорош, и#nbsp;ему доверяют. В#nbsp;Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на#nbsp;снижение тревожности и#nbsp;агрессивности ребенка: это и#nbsp;наличие собственной территории, и#nbsp;отсутствие конкуренции, сравнения и#nbsp;оценок, и#nbsp;отсутствие необходимости работать на#nbsp;результат и#nbsp;необходимости торопиться, и#nbsp;возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и#nbsp;с#nbsp;тем, кто тебе нравится

Целеустремленность

Когда родители говорят, что их#nbsp;ребенок не#nbsp;целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к#nbsp;собственной цели. Современный ребенок с#nbsp;самого рождения живет в#nbsp;таких условиях, когда стремление к#nbsp;собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в#nbsp;розетку, нельзя лезть в#nbsp;мамину косметичку, нельзя собирать пробки и#nbsp;окурки, нельзя засовывать денежки в#nbsp;дисковод и#nbsp;т.#nbsp;д. И#nbsp;если ребенок с#nbsp;сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и#nbsp;следовать своей цели, и#nbsp;таких обычно называют упертыми или упрямыми, то#nbsp;ребенок со#nbsp;слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И#nbsp;будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но#nbsp;о#nbsp;целеустремленности говорить здесь не#nbsp;приходится. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в#nbsp;жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и#nbsp;работать над ее#nbsp;решением столько, сколько он#nbsp;считает нужным, добиваясь своей цели.

Работоспособность

Имеет непосредственную связь с#nbsp;целеустремленностью. Тогда, когда мы#nbsp;занимаемся тем, что нам интересно, мы#nbsp;не#nbsp;замечаем времени, нас не#nbsp;страшат препятствия, мы#nbsp;готовы вкладывать в#nbsp;это максимум сил. И#nbsp;при этом мы#nbsp;получаем от#nbsp;этого массу удовольствия. «Научиться работоспособности», как#nbsp;бы странно ни#nbsp;звучало, можно только получая удовольствие от#nbsp;работы. Как только работать заставляют, учат не#nbsp;работоспособности, а#nbsp;подчинению.

Умение принимать решения и делать выбор

Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и#nbsp;делать выбор. Во-первых, он#nbsp;решил жить, и#nbsp;поэтому он#nbsp;будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у#nbsp;него болит животик и, вообще, обращали на#nbsp;него внимание. И#nbsp;что самое интересное, какое-то время его решения и#nbsp;желания уважаются. Многие из#nbsp;современных родителей кормят грудных детей по#nbsp;требованию#nbsp;— тогда и#nbsp;столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и#nbsp;бодрствует тогда и#nbsp;сколько он#nbsp;хочет и#nbsp;даже писает и#nbsp;какает тогда, когда хочет. Но#nbsp;наступает время, когда это счастье заканчивается, и#nbsp;родители начинают решать за#nbsp;ребенка что, когда и#nbsp;в#nbsp;каком количестве ему есть, когда и#nbsp;где спать, а#nbsp;потом, во#nbsp;что играть, чем заниматься, что читать, с#nbsp;кем дружить, где учиться, на#nbsp;ком жениться и#nbsp;т.#nbsp;д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы#nbsp;можем научиться только тому, в#nbsp;чем у#nbsp;нас есть возможность тренироваться. Вы#nbsp;не#nbsp;научитесь ездить на#nbsp;велосипеде, если за#nbsp;вас это будет делать тренер.

Возможность выбирать: вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности#nbsp;— это то, что современному ребенку в#nbsp;городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто никогда не#nbsp;испытать. Никакие из#nbsp;популярных ныне «развивающих занятий» этого не#nbsp;дают, и#nbsp;дать не#nbsp;могут, потому что даже сам вопрос так не#nbsp;ставится. Но#nbsp;все это есть именно в#nbsp;Монтессори-группе, как один из#nbsp;основополагающих принципов системы.

Ответственность

Ответственность несет тот, кто принимает решения. Генерал несет ответственность за#nbsp;действия, совершаемые его солдатами. Если вы#nbsp;приняли решение отдать ребенка в#nbsp;супершколу, то#nbsp;это вы#nbsp;несете ответственность за#nbsp;его учебу.

Для того, чтобы нести за#nbsp;что-то ответственность, надо иметь возможность принять решение. То#nbsp;есть у#nbsp;ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей#nbsp;— я#nbsp;не#nbsp;хочу одевать сапоги (мое решение)#nbsp;— я#nbsp;выхожу на#nbsp;улицу и#nbsp;мне холодно (моя ответственность). Я#nbsp;ломаю эту машинку (мое решение) и#nbsp;больше этой машинки у#nbsp;меня нет (последствия действий#nbsp;— моя ответственность). Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы#nbsp;вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не#nbsp;тобой, возникает желание уклониться от#nbsp;ответственности за#nbsp;их#nbsp;выполнение.

Умение и желание учиться

Эти способности, пожалуй, одни из#nbsp;самых востребованных в#nbsp;современном мире. Наша жизнь благодаря технологическому прогрессу изменяется столь стремительно, что знания и#nbsp;навыки устаревают, еще не#nbsp;будучи усвоенными, а#nbsp;потребности в#nbsp;новых видах деятельности и#nbsp;отмирание старых происходит ежедневно.

Поэтому современному человеку необходимо не#nbsp;обладание энциклопедическими знаниями, а#nbsp;высокая способность усваивать новые знания и#nbsp;забывать (да-да именно забывать, что гораздо сложнее, чем запоминать) старые и#nbsp;уже непригодные.

Ребенок начинает учиться еще до#nbsp;рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в#nbsp;рот. А#nbsp;с#nbsp;момента появления на#nbsp;свет, учебой он#nbsp;занят непрерывно, когда бодрствует#nbsp;— изучая окружающий мир и#nbsp;взаимодействие с#nbsp;ним, а#nbsp;во#nbsp;сне#nbsp;— интенсивно перерабатывая и#nbsp;интегрируя полученный опыт. Потребность новорожденного в#nbsp;обучении феноменально высока#nbsp;— ему нужно понять, куда он#nbsp;попал, так как от#nbsp;этого напрямую зависит успешность существования в#nbsp;этом мире.

Чем младше ребенок, тем потребность в#nbsp;познании выше, и#nbsp;тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и#nbsp;эксперимент. В#nbsp;более старшем возрасте к#nbsp;ним добавляются возможность произвольности- то#nbsp;есть я#nbsp;могу учиться, сознательно ставя перед собой такую задачу, я#nbsp;получаю возможность планировать свою деятельность, я#nbsp;научаюсь терпеть и#nbsp;преодолевать моменты, нежелания и#nbsp;разочарования, я#nbsp;учусь наблюдать, повторять и#nbsp;экспериментировать не#nbsp;только с#nbsp;конкретными объектами, но#nbsp;и#nbsp;абстрактными символами.

К#nbsp;сожалению, есть естественное затухание желания учиться с#nbsp;годами. С#nbsp;биологической точки зрения к#nbsp;моменту половой зрелости «человеческая особь» должна уже обладать достаточным набором знаний о#nbsp;мире, в#nbsp;котором она живет. Поэтому, например, в#nbsp;возрасте от#nbsp;10 до#nbsp;12 лет происходит массовое отмирание в#nbsp;мозгу тех связей между нейронами, которые не#nbsp;используются и, соответственно, не#nbsp;нужны или недостаточно хорошо сформированы.

Сохранение ощущения у#nbsp;ребенка, что я#nbsp;могу учиться сам и#nbsp;понимание того, как собственно это можно делать#nbsp;— это наиглавнейшая задача педагога и#nbsp;родителя.

Для ребенка, обучающегося в#nbsp;современной школе, оказываются совершенно ненужными навыки исследования, задавания вопросов, любопытства вообще. Поэтому очень важно не#nbsp;дать естественной потребности в#nbsp;познании угаснуть. Ей#nbsp;нельзя научить, можно лишь предоставить возможность, создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в#nbsp;детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и#nbsp;в#nbsp;не очень с#nbsp;этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и#nbsp;упрочнению таких связей и#nbsp;способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативность

Часто, когда заходит речь о#nbsp;творчестве в#nbsp;Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у#nbsp;нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют «.но и#nbsp;в#nbsp;среде дети могут строить такие удивительные конструкции из#nbsp;розовой башни, штанг и#nbsp;цилиндров!» Это говорит лишь о#nbsp;том, что мы#nbsp;сами часто не#nbsp;до#nbsp;конца осознаем, чем отличается наше восприятие от#nbsp;восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня#nbsp;— банальна. Она нам не#nbsp;интересна. Нам#nbsp;бы что-нибудь замутить этакое с#nbsp;асимметрией и#nbsp;блестками. Но#nbsp;для трехлетнего ребенка построение башни#nbsp;— это супертворческий процесс, процесс осознавания концепции построения сериационного ряда.

Вряд#nbsp;ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о#nbsp;том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и#nbsp;розовая башня дают нам в#nbsp;опыте представление о#nbsp;линейной, квадратичной и#nbsp;кубической зависимостях.

Для тех, кто еще помнит что-то из#nbsp;школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от#nbsp;их#nbsp;длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то#nbsp;есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а#nbsp;масса кубиков башни#nbsp;— объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…).

Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на#nbsp;телесном уровне, когда глаз и#nbsp;рука научаются координировано взаимодействовать и#nbsp;прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до#nbsp;опыта#nbsp;— то#nbsp;есть на#nbsp;глазок. Для ребенка это очень сложный и#nbsp;черезвычайно творческий процесс, который, в#nbsp;том числе, способствует в#nbsp;дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.

Монтессори-группа#nbsp;— это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и#nbsp;установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и#nbsp;предоставляющая огромные возможности для творчества.

Терпимость

Очень важное качество в#nbsp;мире, где все смешалось. Нации и#nbsp;религии, культуры и#nbsp;расы. Мы#nbsp;живем в#nbsp;эпоху, когда мононациональные и#nbsp;монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на#nbsp;работе, соседом по#nbsp;лестничной клетке зятем и#nbsp;даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от#nbsp;вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и#nbsp;мировоззрением.

Успехи медицины приводят к#nbsp;тому, что мы#nbsp;становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а#nbsp;те#nbsp;дети, которые в#nbsp;связи с#nbsp;особенностями здоровья или развития раньше были обречены на#nbsp;изоляцию, интегрируются в#nbsp;общество. И#nbsp;нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и#nbsp;договариваться.

В#nbsp;группе, где дети одного возраста и#nbsp;единая воспитательно-образовательная программа у#nbsp;педагога есть необходимость и#nbsp;задача научить всех одному и#nbsp;тому#nbsp;же. Поэтому любые отличия: в#nbsp;скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и#nbsp;т.#nbsp;п. воспринимаются, как отклонения и#nbsp;патологии. Детям транслируется мысль, что мы#nbsp;все должны делать одно и#nbsp;то#nbsp;же с#nbsp;одинаковым результатом, в#nbsp;одно и#nbsp;то#nbsp;же время, то#nbsp;есть, быть одинаковыми. А#nbsp;тот, кто отличается#nbsp;— изгой.

Монтессори-группа#nbsp;— это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из#nbsp;базовых требований к#nbsp;М-группе#nbsp;— разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И#nbsp;это обучает пониманию и#nbsp;принятию того, что все люди разные, и#nbsp;это не#nbsp;только нормально, но#nbsp;и#nbsp;хорошо. К#nbsp;тому#nbsp;же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не#nbsp;только среднестатистическому ребенку, но#nbsp;и#nbsp;детям с#nbsp;особенностями в#nbsp;развитии. И#nbsp;присутствие таких детей в#nbsp;группе является еще одним важным шагом на#nbsp;пути к#nbsp;толерантности. Когда дети перестают боятся друг друга потому, что они разные, они научаются понимать, принимать и#nbsp;доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку

Если#nbsp;бы мы с#nbsp;самого рождения боялись ошибаться, мы#nbsp;никогда#nbsp;бы не#nbsp;научились ни#nbsp;ходить, ни#nbsp;говорить. В#nbsp;жизни очень многих школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у#nbsp;каждой задачи всегда есть правильный ответ. И#nbsp;мы, во#nbsp;что#nbsp;бы то#nbsp;ни стало, должны его найти. Иначе#nbsp;— двойка. Или поражение. В#nbsp;реальности это востребовано только в#nbsp;играх типа «Что, где, когда» и#nbsp;при разгадывании кроссвордов. Но#nbsp;жизнь мало похожа на#nbsp;кроссворд. Она ставит перед нами такие задачи, в#nbsp;которых нет правильных и#nbsp;неправильных ответов. Возможно, в#nbsp;какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в#nbsp;дальнейшем приведут к#nbsp;успеху и#nbsp;наоборот. Монтессори-группа#nbsp;— это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не#nbsp;боясь ошибки, и#nbsp;оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Лидерские навыки. Организаторские способности

У#nbsp;многих родителей, когда ребенку три-четыре года, возникает ощущение, что он#nbsp;— настоящий лидер. Он#nbsp;все время пытается руководить взрослыми. Однако, для того, чтобы быть лидером, нужно не#nbsp;только желание руководить, но#nbsp;и#nbsp;еще ряд очень важных качеств. И#nbsp;первое#nbsp;— это умение руководить. Для овладения этим навыком лучше места, чем Монтессори-группа, не#nbsp;придумаешь. Когда ребенок приходит в#nbsp;группу#nbsp;— он#nbsp;самый маленький, он#nbsp;мало знает и#nbsp;умеет, он#nbsp;не#nbsp;знает правил группы, плоховато говорит и#nbsp;еще никогда не#nbsp;видел Монтессори-материалов. И#nbsp;вот проходит несколько лет. Он#nbsp;становится самым старшим. Теперь он#nbsp;— самый компетентный, самый умелый, самый знающий. В#nbsp;нормализованной, долго существующей группе старшие дети#nbsp;— это настоящие педагоги, которые следят за#nbsp;порядком в#nbsp;группе и#nbsp;соблюдением правил, помогают младшим, и#nbsp;даже дают им#nbsp;презентации. Именно поэтому Мария Монтессори могла работать с#nbsp;группой в#nbsp;60 человек детей. Они#nbsp;— настоящие лидеры. У#nbsp;них есть многолетний опыт общения с#nbsp;детьми разного возраста, пола и#nbsp;темперамента, опыт совместной групповой работы и#nbsp;решения конфликтов. Конечно, и#nbsp;в#nbsp;таких условиях кто-то воспользуется этой возможностью в#nbsp;большей степени, кто-то в#nbsp;меньшей, но#nbsp;даже самый стеснительный и#nbsp;мало коммуникабельный ребенок ее#nbsp;получит. Любому ребенку очень важно прожить этот опыт. А#nbsp;для современного ребенка из#nbsp;семьи с#nbsp;одним-двумя детьми, при отсутствии дворов и#nbsp;коллективных игр, это просто уникальная возможность. И#nbsp;это очень важно понимать не#nbsp;только педагогам, но#nbsp;и#nbsp;родителям потому, что зачастую родители готовы вести ребенка в#nbsp;разновозрастную группу, где большинство детей старше него и#nbsp;торопятся забрать его оттуда, если он#nbsp;оказывается самым взрослым, лишая его уникальной возможности именно получить навыки лидера.

Есть еще много других качеств, которые развиваются у#nbsp;ребенка в#nbsp;Монтессори-группе: это умение концентрироваться на#nbsp;поставленной задаче, понимание собственных потребностей и#nbsp;трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и#nbsp;других и, главное, вера в#nbsp;себя и#nbsp;в#nbsp;собственные силы.

Чтению, письму и#nbsp;счету действительно можно научиться множеством разных способов. И#nbsp;приобретение этих навыков является несомненно очень важной, но#nbsp;далеко не#nbsp;единственной и#nbsp;даже не#nbsp;первоочередной задачей Монтессори-группы, что не#nbsp;мешает впрочем всем Монтессори-детям успешно ими овладевать именно благодаря всему вышеперечисленному.

В#nbsp;современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и#nbsp;позволяет человеку адаптироваться в#nbsp;современном мире и#nbsp;быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не#nbsp;только интеллект в#nbsp;традиционном понимании, который включает в#nbsp;себя в#nbsp;основном математические, логические и#nbsp;вербальные составляющие, но#nbsp;именно эмоциональный интеллект, который и#nbsp;позволит ребенку быть успешным в#nbsp;жизни.

Хотя мне больше нравится слово «счастливый».
Монтессори