Полезные статьи

Поговорим о порядке

Каждому Монтессори-педагогу известно, что существует, так называемый «период порядка», который продолжается с#nbsp;рождения до#nbsp;трех лет.

Да#nbsp;и#nbsp;любая мать, конечно#nbsp;же, сталкивалась с#nbsp;ситуацией, когда ее#nbsp;еще бессловесное дитя требует соблюдения последовательности смены памперсов или категорически отказывается слушать сказку в#nbsp;вольном пересказе, и#nbsp;тщательно корректирует оговорки засыпающей мамы, читающей Колобка в#nbsp;сто двадцать пятый раз.

Вообще говоря, период порядка не#nbsp;кончается в#nbsp;три года. Он#nbsp;продолжается всю нашу жизнь, заставляя нас ежедневно убираться и#nbsp;чистить зубы, упорядочивать экспериментальные данные или ежедневно пытаться навести порядок в#nbsp;отношениях с#nbsp;любимыми или уже нелюбимыми.

Что#nbsp;же это за#nbsp;загадочная потребность?

Порядок#nbsp;— во#nbsp;всех его значениях является основой нашего существования, обратимся#nbsp;ли мы к#nbsp;молекулярным решеткам, смене времен года или правилам дорожного движения. Только наличие порядка, то#nbsp;есть известных нам последовательностей, правил и#nbsp;стабильных структур позволяет нам существовать. Мы#nbsp;точно знаем, что, посадив семечко огурца, в#nbsp;результате получим именно огурцы, а#nbsp;не#nbsp;арбузы и#nbsp;не#nbsp;крокодилов. Кроме того, этот огурец окажется примерно в#nbsp;том#nbsp;же месте, где был посажен, а#nbsp;не#nbsp;уползет и#nbsp;не#nbsp;зароется в#nbsp;землю, и#nbsp;плоды мы#nbsp;получим через три месяца, а#nbsp;не#nbsp;полчаса или год. Так что стремление к#nbsp;порядку и#nbsp;самоорганизации это не#nbsp;есть чисто человеческое качество, а#nbsp;скорее суть живой, да#nbsp;и#nbsp;неживой природы.

Человек с#nbsp;самого рождения, а#nbsp;может и#nbsp;до, но#nbsp;это трудно наблюдать, действует в#nbsp;соответствии со#nbsp;своими представлениями об#nbsp;окружающем мире. Когда мы#nbsp;пробуем, выращенный в#nbsp;предыдущем абзаце огурец, то#nbsp;мы#nbsp;рассчитываем на#nbsp;определенный вкус, запах и#nbsp;консистенцию, конечно, если до#nbsp;этого хотя#nbsp;бы раз мы#nbsp;уже имели подобный опыт. То#nbsp;есть мы#nbsp;предполагаем, что порядок не#nbsp;нарушен, правила неизменны и#nbsp;если вдруг огурец окажется жгучим, желеобразным или будет благоухать жасмином, то#nbsp;вместо того чтобы последовательно разжевать и#nbsp;проглотить, мы, скорее всего, начнем отплевываться и#nbsp;недоумевать.

То, что ребенок строит определенные предположения в#nbsp;отношении окружающего мира, можно увидеть уже в#nbsp;два месяца. Дети этого возраста уже могут следить за#nbsp;передвигающимся предметом, который исчезает за#nbsp;одним краем ширмы, переводя затем взгляд на#nbsp;другой ее#nbsp;край, чтобы посмотреть, не#nbsp;появится#nbsp;ли он#nbsp;вновь, и#nbsp;удивляются, если в#nbsp;положенный момент он#nbsp;не#nbsp;появляется из-за укрытия.

И#nbsp;ребенок научается порядку отнюдь не#nbsp;с#nbsp;того момента, как мама начинает его шпынять за#nbsp;неубранные игрушки и#nbsp;несделанные уроки.

Взгляду новорожденного человечка являются не#nbsp;лицо мамы, погремушка и#nbsp;кактус, а#nbsp;цветные довольно размытые пятна. Но#nbsp;уже скоро развитие зрительной системы и#nbsp;интеллекта позволяют ему выделить эти объекты из#nbsp;фона. Конечно#nbsp;же те#nbsp;предметы, которые он#nbsp;видит чаще, запоминаются быстрее, но#nbsp;если по#nbsp;дороге встретилась собачка, то#nbsp;«ав-ав», которое бегает и#nbsp;лает, встреченное однажды, будет распознаваться раньше, чем мамина безгласная шуба. И#nbsp;ребенок довольно быстро усваивает, существующий порядок. Шкаф стоит на#nbsp;месте, шубу можно снимать и#nbsp;одевать, а#nbsp;собака бегает сама.

Месяцев в#nbsp;семь-восемь ребенок начинает понимать, что у#nbsp;каждого предмета есть имя. И#nbsp;тогда вы#nbsp;уже можете поинтересоваться#nbsp;— где собачка и#nbsp;на#nbsp;нее обратится взгляд или рука ребенка. Чуть позже эта, найденная закономерность, иногда доводит до#nbsp;бешенства родителей, когда дитя может бесконечно указывать на#nbsp;различные предметы с#nbsp;одним и#nbsp;тем#nbsp;же вопросом#nbsp;— «эта тё?»

Все мы#nbsp;с#nbsp;рождения#nbsp;— ученые, которые наблюдают окружающую действительность, выявляют закономерности и#nbsp;делают выводы. Все дети знакомятся с#nbsp;законом тяготения не#nbsp;в#nbsp;средней школе, а#nbsp;на#nbsp;первом году жизни, когда самой занимательной игрой становится выбрасывание игрушек из#nbsp;кроватки или коляски. Кстати, поэтому ребят так привлекают воздушные шары#nbsp;— они нарушают один из#nbsp;самых основных открытых нами законов#nbsp;— нарушают порядок.

Чем меньше ребенок, тем уже для него границы исследуемого и#nbsp;познаваемого мира, но#nbsp;от#nbsp;этого значимость выявленных закономерностей ничуть не#nbsp;меньше. Поэтому человечек пытается настоять на#nbsp;существующем порядке в#nbsp;расположении тапочек в#nbsp;прихожей, к#nbsp;которому он#nbsp;привык, с#nbsp;тем#nbsp;же упорством и#nbsp;отчаянием, с#nbsp;которым человечество отстаивало идею плоской земли. Именно потому, что это крушение его представлений о#nbsp;порядке#nbsp;— и#nbsp;человека, и#nbsp;человечества.

Почему#nbsp;же наблюдаемый нами период порядка заканчивается в#nbsp;три года.

Ребенок, да#nbsp;и#nbsp;взрослый с#nbsp;особым упорством отстаивает те#nbsp;убеждения, которые для него наиболее значимы в#nbsp;данный момент, те#nbsp;открытия, которые он#nbsp;совершил только что. Есть еще такое выражение «с#nbsp;упорством неофита», то#nbsp;есть новообращенного, того, кто только что понял нечто чрезвычайно значимое.

Рано или поздно мы#nbsp;смиряемся с#nbsp;тем, что выявленные нами закономерности работают не#nbsp;всегда, а#nbsp;порой и#nbsp;вовсе неверны, потому что основаны на#nbsp;случайном стечении обстоятельств. Абсолютно так#nbsp;же происходит и#nbsp;развитие науки. Сделано наблюдение#nbsp;— найдена закономерность#nbsp;— предложена гипотеза#nbsp;— обнаружено подтверждение#nbsp;— разработана теория#nbsp;— радость и#nbsp;желание распространить ее#nbsp;на#nbsp;все вокруг#nbsp;— разочарование, поскольку ни#nbsp;одной теории не#nbsp;удалось пока охватить все и#nbsp;снова#nbsp;— наблюдения и#nbsp;эксперименты.

К#nbsp;трем годам ребенок успевает уже простроить большинство теорий, касающихся окружающего его локального мира, проверить их#nbsp;и#nbsp;охладеть к#nbsp;ним. Поэтому тапочки его теперь волнуют не#nbsp;очень. Зато в#nbsp;вопросах, например, изучения языка стремление к#nbsp;порядку и#nbsp;приводит к#nbsp;тем забавным ошибкам, которые так часты в#nbsp;возрасте до#nbsp;четырех-пяти лет.

—#nbsp;Мамочка, нарисовай мне кошечку.
—#nbsp;Надо говорить нарисуй.
—#nbsp;Ах, как красиво ты#nbsp;нарисула.
—#nbsp;Нет, милая, нарисовала.

Обратите внимание, ребенок старается конструировать слова в#nbsp;соответствии с#nbsp;обнаруженным им#nbsp;правилами.

Залезать#nbsp;— залезай, покупать#nbsp;— покупай, нарисовать#nbsp;— нарисовай. Все логично.

Ан, нет. Нет тут порядка в#nbsp;нашем взрослом языке. Но#nbsp;ребенок уже гораздо терпимее относится ко#nbsp;всяческим нарушениям и#nbsp;исключениям. И#nbsp;научается нашему неправильному языку. Между прочим «ложить», которое мы#nbsp;так яростно и#nbsp;порой безуспешно искореняем, относится к#nbsp;таким правильным неправильностям (кататься#nbsp;— катать, кружиться#nbsp;— кружить, значит ложиться#nbsp;— ложить!).

Гораздо серьезнее то, что после тапочек ребенок обращает внимание на#nbsp;другие законы#nbsp;— законы взаимодействия между людьми. И#nbsp;если дома он#nbsp;научился тому, что если долго ныть (кричать, стучать ногами, биться в#nbsp;истерике#nbsp;— нужное подчеркнуть), то#nbsp;он#nbsp;обязательно добьется своего, значит, он#nbsp;будет использовать этот закон и#nbsp;в#nbsp;других ситуациях. То#nbsp;есть следовать установленному порядку.

Если в#nbsp;качестве самого весомого аргумента родители используют затрещину, значит, делает вывод ребенок, именно так разрешаются конфликты#nbsp;— силовыми методами. И#nbsp;сильные дети будут драться, а#nbsp;слабые вырастают абсолютно уверенными, что будут биты, во#nbsp;всех смыслах этого слова. Таков усвоенный порядок.

Но#nbsp;вернемся к#nbsp;тому порядку, который нам так дорог в#nbsp;группе. А#nbsp;перед этим на#nbsp;минуточку зайдем домой, но#nbsp;не к#nbsp;себе, а#nbsp;к#nbsp;напарнице или любому другому самому «порядочному» человеку. Можно поспорить на#nbsp;что угодно, что порядок в#nbsp;квартире у#nbsp;другого человека, даже самый идеальный#nbsp;— это не#nbsp;ваш порядок. У#nbsp;вас другие привычки, вкусы и#nbsp;пристрастия, вы#nbsp;предпочитаете другие цвета и#nbsp;запахи, у#nbsp;вас другие памятные сувениры и#nbsp;рост и#nbsp;вес у#nbsp;вас, скорее всего, тоже другой.

Вспомните последний визит мамы или любимой свекрови. Она-то точно знает, какой порядок должен быть у#nbsp;вас в#nbsp;квартире.

Да, порядок в#nbsp;доме#nbsp;— это вещь сугубо индивидуальная. И#nbsp;то, каков он#nbsp;будет, зависит от#nbsp;всех проживающих, причем, скорее всего он#nbsp;не#nbsp;будет устраивать на#nbsp;все сто никого. Ну, если только Вы#nbsp;не#nbsp;живете с#nbsp;собственным клоном. И#nbsp;то, боюсь, у#nbsp;него окажутся какие-то мелкие грехи, Ваши, кстати, собственные, которые Вас будут, ну, очень раздражать.

И#nbsp;все-таки порядок в#nbsp;группе, единый, постоянный и#nbsp;такой важный. Для чего?

Тому, кто помнит зарю персональных компьютеров, хорошо известны проблемы с#nbsp;несовместимостью программного обеспечения и#nbsp;даже носителей информации. Потому что каждый производитель вышел на#nbsp;рынок со#nbsp;своим порядком. Это сейчас мы#nbsp;не#nbsp;задумываемся над тем, будет#nbsp;ли программа, работающая на#nbsp;одной персоналке так#nbsp;же замечательно функционировать на#nbsp;другой. Потому что порядок стал единым. Хорош он, или может быть, если#nbsp;бы победил не#nbsp;Microsoft, все было#nbsp;бы значительно лучше, спорить трудно, но#nbsp;преимущество единообразия, то#nbsp;есть единого порядка налицо.

То#nbsp;есть, единый, постоянный порядок особенно важен, когда имеет место передача информации и#nbsp;hardware, извините, Монтессори-материала, от#nbsp;пользователя к#nbsp;пользователю#nbsp;— от#nbsp;педагога к#nbsp;педагогу и#nbsp;от#nbsp;ребенка к#nbsp;ребенку. Поэтому, набирая в#nbsp;группу детей в#nbsp;возрасте около трех лет, мы#nbsp;как#nbsp;бы ловим за#nbsp;хвост ускользающее внимание к#nbsp;упорядоченности окружающей среды.

Наличие порядка очень важно для того, чтобы человек чувствовал себя в#nbsp;безопасности. Это относится и#nbsp;к#nbsp;большим, и#nbsp;к#nbsp;маленьким. Но, что есть для нас порядок, и#nbsp;какова степень хаоса, которую мы#nbsp;можем пережить, зависит от#nbsp;многих причин. Например, от#nbsp;ведущей модальности восприятия. То#nbsp;есть, для кого-то важна гармония линий и#nbsp;цветов. (Может статься, для кого-то более важны формы, а#nbsp;для кого-то цвета). Для кого-то непереносим малейший шум, а#nbsp;вот без филармонии он#nbsp;не#nbsp;может прожить и#nbsp;недели. Кто-то обращает внимание на#nbsp;рациональность и#nbsp;удобство обстановки. А#nbsp;кому-то невыносимо, когда вокруг пахнет чесноком или, например, лилиями, зато лаванда и#nbsp;ваниль сразу возвращают к#nbsp;жизни. Есть и#nbsp;такие индивидуумы, которым вообще неважны все эти аудиально-визуально-кинестетические заморочки#nbsp;— главное, чтобы была гармония и#nbsp;логика в#nbsp;их#nbsp;деятельности.

Очень существенное влияние на#nbsp;потребность в#nbsp;порядке оказывает уровень личной тревожности. Люди более склонные испытывать тревогу стараются так организовать мир вокруг себя, чтобы максимально избежать неожиданностей и, следовательно, стрессовых ситуаций. Поскольку любое нарушение порядка#nbsp;— ненайденная вещь, не#nbsp;вовремя произошедшее событие, контакт, прошедший не#nbsp;так, как планировалось, создают ситуации неопределенности, необходимости менять планы, принимать мгновенные решения и#nbsp;делать выбор. Поэтому для людей крайне тревожных, бывает так важно, чтобы скатерть висела ровно в#nbsp;43-х сантиметрах над полом, каждый комплект постельного белья был упакован в#nbsp;отдельный стерильный пакет, а#nbsp;руки дважды вымыты с#nbsp;самым антибактериальным мылом. И#nbsp;каждое нарушение порядка в#nbsp;квартире воспринимается как нарушение миропорядка.

Для того чтобы ощутить уровень беспокойства такого человека в#nbsp;тот момент, когда вы#nbsp;у#nbsp;него на#nbsp;глазах полотенцем для лица вдруг вытираете руки, представьте себе, что утром вы#nbsp;просыпаетесь, а#nbsp;одна стена в#nbsp;вашей квартире отсутствует, или в#nbsp;положенный момент не#nbsp;взошло солнце. Мало кто обладает такой незначительной тревожностью, чтобы не#nbsp;обратить на#nbsp;это внимание.

Трехлетний ребенок, начинающий ходить в#nbsp;детский сад находится в#nbsp;ситуации крайне высокого уровня тревоги, об#nbsp;этом уже говорилось в#nbsp;статье «Ребенок приходит в#nbsp;группу». Поэтому для него стабильность обстановки, расположения материалов, правил и#nbsp;распорядка дня являются залогом успешной адаптации и#nbsp;сохранения здоровья, как физического, так и#nbsp;психического.

А#nbsp;вот для детей, которые уже привыкли к#nbsp;существующему порядку, бывает полезно поменять, например, расположение материалов. И#nbsp;опытные педагоги пользуются этим, когда замечают, что какие-то из#nbsp;них «не#nbsp;пользуются спросом». Иногда достаточно поставить что-то непопулярное на#nbsp;место какого-нибудь «хита» и#nbsp;материал начинает работать.

Довольно часто активные противники Монтессори-педагогики рассматривают наличие четкого порядка, правил поведения в#nbsp;группе, а#nbsp;самое главное презентаций работы с#nbsp;материалами, как препятствие к#nbsp;творчеству.

Существует гипотеза, по#nbsp;которой развитие творческих способностей ребенка имеет два сенситивных периода#nbsp;— один с#nbsp;трех до#nbsp;пяти лет, а#nbsp;другой в#nbsp;подростковом периоде.

При этом для формирования креативности в#nbsp;возрасте 3−5 лет необходимо:

  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее#nbsp;— отсутствие образца регламентированного поведения
  2. Наличие позитивного образца творческого поведения
  3. Создание условий для подражания творческому поведению и#nbsp;блокирование проявлений агрессивного и#nbsp;деструктивного поведения
  4. Социальное подкрепление творческого поведения

При первом взгляде на#nbsp;эти условия у#nbsp;стороннего наблюдателя возникает ощущение, что действительно к#nbsp;Монтессори-педагогике это никакого отношения не#nbsp;имеет. И#nbsp;образец должен отсутствовать и#nbsp;это непонятное творчество в#nbsp;каждом пункте. Но#nbsp;заглянем в#nbsp;БСЭ, то#nbsp;есть большую советскую энциклопедию. Читаем.

«Творчество#nbsp;— деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не#nbsp;бывшее».

Для того самого стороннего наблюдателя дети, сосредоточенно строящие башню или переливающие воду из#nbsp;кувшинчика в#nbsp;кувшинчик, безусловно, ничего нового не#nbsp;создают.

Но#nbsp;так#nbsp;же безусловно они создают новое для себя, или в#nbsp;себе или даже еще точнее они создают себя.

Поскольку осознавание закономерностей, логики, причинно-следственных связей, сути#nbsp;— это и#nbsp;есть деятельность, порождающая качественно новое понимание, никогда ранее не#nbsp;бывшее у#nbsp;данного человеческого существа. Кстати, при этом формируются и#nbsp;совершенно новые нейронные связи.

Если#nbsp;же мы#nbsp;обратимся к#nbsp;философскому словарю, то#nbsp;найдем следующее.

«Творчество в#nbsp;природе#nbsp;— суть ее#nbsp;обновление и#nbsp;изменение, переход от#nbsp;хаоса к#nbsp;порядку.»

Вот это уже совсем про нас. Этим мы#nbsp;и#nbsp;занимаемся, когда даем возможность детям из#nbsp;хаоса случайных впечатлений и#nbsp;ощущений выстроить новый порядок, новое понимание окружающего мира и#nbsp;себя в#nbsp;нем.

Таким образом с#nbsp;пунктами 2−4 мы#nbsp;разобрались. Наличие позитивного творческого поведения в#nbsp;лице детей, занимающихся самой, как мы#nbsp;уже выяснили творческой работой. Создание условий для подражания#nbsp;— собственно, одна из#nbsp;основных идей Монтессори именно об#nbsp;этом#nbsp;— дети учатся друг у#nbsp;друга. Блокирование деструктивного и#nbsp;агрессивного поведения#nbsp;— посиди на#nbsp;стульчике, подумай#nbsp;— кто не#nbsp;использовал эти «блоки».

О#nbsp;социальном подкреплении даже сложно говорить коротко, потому что вообще вся деятельность в#nbsp;М-г и#nbsp;есть то#nbsp;самое социальное подкрепление, когда приветствуется именно познавательная, серьезная работа, когда все вокруг тоже ею#nbsp;заняты, и#nbsp;когда созданы специальные условия для нее. Что#nbsp;же с#nbsp;первым пунктом по#nbsp;поводу регламентации предметной активности?

Конечно#nbsp;же, это очень важно минимально ограничивать ребенка в#nbsp;способах исследования окружающего мира. Но#nbsp;особенно это актуально в#nbsp;том случае, если количество средств или объектов исследования ограничено. Например, у#nbsp;вас есть только ложка. При этом, конечно#nbsp;же, ребенок очень креативно может использовать ее#nbsp;как, совочек, теннисную ракетку, рожок для обуви и#nbsp;даже для того чтобы есть котлеты. Но#nbsp;если у#nbsp;вас есть и#nbsp;совочек и#nbsp;теннисная ракетка и#nbsp;даже вилка для котлет, тогда сам акт творчества переносится со#nbsp;средства на#nbsp;процесс. То#nbsp;есть ребенок может построить фантастические песочные замки#nbsp;— совочком, стать чемпионом мира по#nbsp;теннису и#nbsp;прийти на#nbsp;прием к#nbsp;английской королеве, не#nbsp;стесняясь своих манер. Но#nbsp;это будет возможно, только если мы#nbsp;дадим ему презентации работы с#nbsp;каждым средством.

Давайте не#nbsp;будем заблуждаться, невозможно научить кого#nbsp;бы то#nbsp;ни было понимать, например, что такое «маленький, меньше, самый маленький». По-русски даже сказать такое невозможно#nbsp;— «научить понимать». Или выделять из#nbsp;всего богатства цветовых оттенков окружающего мира те#nbsp;семь цветов, которые почему-то нам кажутся самыми важными. Но#nbsp;мы#nbsp;можем научить пользоваться материалом, который и#nbsp;даст возможность ребенку самому из#nbsp;хаоса создать порядок.

Очень важно, чтобы у#nbsp;самого педагога перед внутренним взором был не#nbsp;конкретный материал, с#nbsp;которым он#nbsp;собирается познакомить ребенка, а#nbsp;вся их#nbsp;совокупность, для того чтобы понимать логику, последовательность предъявления и#nbsp;закономерности понимания и#nbsp;внутренние связи, то#nbsp;есть опять-таки порядок.

У#nbsp;многих прослушавших лекции по#nbsp;Монтессори-педагогике довольно часто складывается впечатление, что если успеть до#nbsp;трех, то#nbsp;можно раз и#nbsp;навсегда приучить ребенка к#nbsp;порядку. При этом подразумевается тот порядок, о#nbsp;котором мы#nbsp;говорили выше, то#nbsp;есть тот, на#nbsp;котором настаивает наиболее тревожный член семьи, как правило, это бывает мама.

Приходится расстроить или обрадовать читателей#nbsp;— это не#nbsp;так. Во-первых, у#nbsp;ребенка со#nbsp;временем сложится свой собственный порядок, соответствующий его внутренним потребностям. Во-вторых, то, что волновало ребенка до#nbsp;трех#nbsp;— то#nbsp;есть порядок в#nbsp;ближайшем пространстве для подавляющего большинства в#nbsp;более старшем возрасте становится неинтересен#nbsp;— меняются приоритеты.

И#nbsp;тут монтессори-педагоги возразят#nbsp;— они#nbsp;же привыкают соблюдать порядок, установленный в#nbsp;группе. Конечно, отвечу я.

А#nbsp;теперь посмотрим, почему.

В#nbsp;группе материалы всегда, не#nbsp;зависимо ни#nbsp;от#nbsp;чего убираются на#nbsp;одно и#nbsp;то#nbsp;же место.

А#nbsp;дома? Сегодня, завтра и#nbsp;даже послезавтра «чистолюбивой» маме удалось настоять на#nbsp;уборке игрушек. А#nbsp;послезавтра пришли гости, а#nbsp;после-послезавтра, пошли в#nbsp;цирк, а#nbsp;потом заболели, после этого ездили к#nbsp;бабушке, а#nbsp;вот уже после- не#nbsp;знаю сколько раз завтра мама снова взялась за#nbsp;воспитание. Но#nbsp;у#nbsp;ребенка (старше трех) уже нет такой естественной потребности, значит, он#nbsp;должен просто выполнять требования мамы, которые меняются, выходит, каждый день. И#nbsp;он#nbsp;совершенно резонно протестует.

Есть еще одна причина#nbsp;— в#nbsp;группе материал расположен «линейно», то#nbsp;есть один за#nbsp;другим, ребенок в#nbsp;состоянии запомнить и#nbsp;воспроизвести существующий порядок. Дома#nbsp;же по#nbsp;причине вечной нехватки места мы#nbsp;располагаем предметы друг за#nbsp;другом, а#nbsp;иногда и#nbsp;друг на#nbsp;друге. Не#nbsp;всякий взрослый справится с#nbsp;этим. Вспомните, стенания супруга#nbsp;— ну, где#nbsp;же это масло?! (стоя перед холодильником и#nbsp;глядя на#nbsp;него в#nbsp;упор) И#nbsp;часто не#nbsp;потому, что нет порядка, а#nbsp;просто не#nbsp;видит#nbsp;— слишком много объектов в#nbsp;поле зрения.

Ну и, конечно, неукоснительность выполнения правил для всех. Если вы#nbsp;найдете такой дом, где все#nbsp;— и#nbsp;мама, и#nbsp;папа, и#nbsp;бабушка, и#nbsp;другая бабушка, а#nbsp;может няня и#nbsp;еще масса всякого другого народа ВСЕ ВСЕГДА ВСЁ убирают на#nbsp;место, причем одно и#nbsp;то#nbsp;же. (пригласите в#nbsp;гости, очень хочется посмотреть), то#nbsp;ребенок тоже будет убирать.

А#nbsp;пока «убирайте и#nbsp;он#nbsp;привыкнет». Такой совет я#nbsp;нашла на#nbsp;одном форуме. Там правда речь шла о#nbsp;том, как приучить к#nbsp;порядку мужа. Ну, муж-то просто привыкнет, а#nbsp;для ребенка это действительно важно. То, в#nbsp;какой среде он#nbsp;будет жить и#nbsp;сформирует его представление о#nbsp;порядке и#nbsp;потребности в#nbsp;нем. Это касается не#nbsp;только первых трех лет, но#nbsp;и#nbsp;всего предподросткового периода.

Конечно, это не#nbsp;значит, что до#nbsp;13 лет вы#nbsp;и#nbsp;только вы#nbsp;будете следить за#nbsp;его игрушками, тетрадками, дисками, а#nbsp;в#nbsp;13 он#nbsp;просто перестанет пускать вас в#nbsp;свою комнату.

Это значит, что надо договариваться, но#nbsp;это уже совсем другая история.
Монтессори