«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накоп ление опыта практических действий, само стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде»
Мария Монтессори
Обычный образовательный процесс VS Образование по методу Монтессори
■ обычный образовательный процесс
✔ метод Монтессори
■ Развитие интеллектуальное, физическое происходит раздельно
✔ Холистический подход. Целое — не равно сумме частей
✔ Холистический подход. Целое — не равно сумме частей
■ Задача педагога — подтянуть личность ребёнка под общепринятые стандарты
✔ Задача педагога — пробудить и выманить духовный эмбрион ребёнка, ведущий его к познанию
✔ Задача педагога — пробудить и выманить духовный эмбрион ребёнка, ведущий его к познанию
■ Использует набор педагогических воздействий (поощрения, наказания, оценки)
✔ Создаёт среду для пробуждения духовного эмбриона
✔ Создаёт среду для пробуждения духовного эмбриона
■ Цель известна, стремится получить заданный результат
✔ Результат заранее неизвестен
✔ Результат заранее неизвестен
■ В группе дети одного возраста
✔ Разновозрастные группы
✔ Разновозрастные группы
■ Дети вынуждены учиться с общей усреднённой скоростью
✔ Ребёнок развивается каждый в своём темпе
✔ Ребёнок развивается каждый в своём темпе
■ Строгие рамки
✔ Свобода без вседозволенности
✔ Свобода без вседозволенности
■ Больше теории, чем практики
✔ Даже самые абстрактные понятия объясняются через работу с физическими объектами
✔ Даже самые абстрактные понятия объясняются через работу с физическими объектами
■ Проверку ошибок совершает педагог
✔ Учит самоконтролю
✔ Учит самоконтролю
■ Под адаптацией понимается выученная беспомощность, смирение перед неизбежностью
✔ Мягкая адаптация без психологических травм
✔ Мягкая адаптация без психологических травм
■ Неблагоприятно воздействует на психику и нервную систему ребёнка
✔ Способствует внутренней гармонии ребёнка, развивает умение сконцентрироваться, быть здесь и сейчас
✔ Способствует внутренней гармонии ребёнка, развивает умение сконцентрироваться, быть здесь и сейчас
■ Может повлечь восприятие ребёнком мира как враждебной среды
✔ Формирует базовое доверие к миру
✔ Формирует базовое доверие к миру
■ Безразличное отношение к особенностям детской психики
✔ Бережное воспитание
✔ Бережное воспитание
■ Формирует послушность
✔ Формирует уверенность в себе, ответственность, самостоятельность
✔ Формирует уверенность в себе, ответственность, самостоятельность
■ Не занимается эмоциональной сферой
✔ Развивает эмоциональный интеллект
✔ Развивает эмоциональный интеллект
■ Большинство решений принимается за ребёнка, навык выбора не формируется
✔ Учит делать осознанный выбор
✔ Учит делать осознанный выбор
■ Формированием навыков установления границ не занимается
✔ Учит видеть и уважать свои и чужие границы, выставлять их цивилизованным способом
✔ Учит видеть и уважать свои и чужие границы, выставлять их цивилизованным способом