Полезные статьи

История создания метода Марии Монтессори

В 1896 году Мария Монтессори стала первой женщиной, получившей медицинскую степень в Италии, окончив Медицинскую школу Университета Рима с отличием. Молодой терапевт доктор Монтессори работала в палатах больницы, читала лекции в Медицинской школе Университета Рима и руководила исследованием в психиатрической лечебнице при университете. Так, с целью получения необходимых для исследования по изучению развития мозга данных, доктор Монтессори впервые попала в психиатрическую лечебницу.

В начале двадцатого века существовал только один способ изучать мозг человека — через исследование мозга людей с отклонениями. Лучший путь получения данных в этих условиях была местная психиатрическая лечебница, в которой содержались разнообразные пациенты: от душевнобольных преступников до маленьких детей из нищих семей, на которых навесили ярлык «отбросы общества». В этом учреждении дети находились под одной крышей со взрослыми. Италия стала демократической нацией относительно недавно, у неё ещё не было ресурсов для создания отдельных организаций для тех, кого нужно было изолировать от общества, и маленьких детей, заключённых в больнице просто за то, что пытались выжить в обществе, поверженном нищетой. Так, дети были объединены со взрослыми в месте, чуть лучшем, чем «дружелюбная тюрьма». Там впервые доктор Монтессори встретила детей — жертв чудовищных обстоятельств. Данные, используемые в исследовании в Ортофренической Больнице, были получены от объектов разного возраста, однако внимание доктора Монтессори особенно привлекли условия проживания и положение дел у детей.

Доктора Монтессори ужаснула сама идея помещения маленьких детей под одну крышу с душевнобольными преступниками. Она также была озадачена отношением персонала лечебницы к детям, большинство которых считали немногим лучше неуправляемых животных. Однажды, доктор Монтессори приехала, когда дети уже заканчивали обед. Она застала их ползающих по полу в поисках упавших крошек хлеба. Няни больницы объяснили их поведение тем, что дети — чуть сообразительней животных. Тем не менее, доктор Монтессори увидела причину такого поведения детей — острый недостаток стимулов. В больнице не было игрушек, образовательных материалов, и даже простых предметов повседневной жизни. Бедная среда ограничивала детей от большинства мирских источников стимуляции мозга. Доктор Монтессори стала свидетелем огромного детского любопытства и трудолюбия, несмотря на то, что дети изучали всего лишь хлебные крошки. Её сердце замерло при виде этих нищих детей, живущих в настолько лишённой сенсорной инфрмации среде. Это стало её миссией — спасти как можно больше таких детей.

Первым делом доктор Монтессори обратилась к персоналу больницы с просьбой отделить детей от другого контингента, главным образом, от душевнобольных преступников. Она также воспользовалась преимуществом того, что объекты исследования, которых она выбирала, могут быть перемещены из психиатрической лечебницы в резиденцию Ортофренической больницы. Доктор Монтессори осознала, что добавляет всё больше и больше детей в список объектов исследования в попытке вытащить их из психиатрической лечебницы. Её исследование, также как и работа её коллег, касались в основном медицинских аспектов лечения, однако интерес доктора Монтессори привлекла сильная страсть к обучению у детей.

Довольно быстро она поняла, что большую роль в поддержке развития и воспитании детей играет окружающая их среда. Её увлекло исследование потенциала этих детей. Доктор Монтессори вложила душу и энергию в понимание антропологической динамики ребёнка с особенностями. Также она узнала насколько важны для детей подобающие гигиена и питание. В рамках исследования, она начала строить график физического развития детей, когда их общее состояние начало улучшаться. В то же время, доктор Монтессори с возрастающим любопытством изучала потенциал этих неблагополучных детей. Она поверила в существование внутреннего источника природных сил, к которому можно подключиться, даже если на первый взгляд потенциал этих, так называемых, «умственно отсталых» детей кажется небольшим.

Доктор Монтессори начала поиск научных работ, связанных с методиками обучения, которые можно применять к детям из лечебницы. Она почти ничего не нашла, кроме записей двух французских врачей начала XIX века, Жана Марка Гаспара и Эдуарда Сегена. Эти мужчины работали с детьми, помеченными как «умственно отсталые». Доктор Итар стал хирургом и работал в армии во время Французской революции в 1790-х годах. Доктор Итар работал хирургом в госпитале Тулона во Франции. Он был очень одарён, поэтому через какое-то время его приняли в интернатуру в Париже. В 1800-м Итар был назначен главным врачом Национального института глухонемых в Париже. Примерно в это же время в лесу около Аверона (Франция) был найден «дикий мальчик». На вид лет двенадцати, немой. Когда его нашли, он передвигался на четырёх конечностях. Многие современники Итара решили, что мальчик — брошенный умственно отсталый ребёнок, не более того. Тем не менее, доктор Итар верил в то, что мальчик просто был изолирован от контактов с людьми слишком долгое время. Он работал с Диким мальчиком из Аверона, которого назвали Виктор, в течение пяти лет. Он верил, что сможет учить Виктора через стимуляцию ощущений и адаптацию к социальным нормам. Успех доктора Итара ограничился только работой с Виктором, тем не менее, он стал одним из первых учителей, защищающих особые методы обучения для детей с ограниченными возможностями, за что получил награду. Сегодня Итара называют «отцом коррекционной педагогики». Его рукописи стали основой для работ Эдуарда Сегена, который также стал автором некоторых ранних разработок для умственно отсталых детей.

В 1837 году, доктор Сеген начал работу со своим первым умственно отсталым пациентом. Он начал со стимуляции ощущений, следуя по следам своего учителя. Он был убеждён, что слабоумие вызывает не аномальная работа мозга, а аномальность нервной системы. Количество умственно отсталых пациентов доктора Сегена быстро возрастало. Он сконцентрировался на развитии образовательных занятий, которые призваны стимулировать органы чувств человека — порталы к мозгу. Тренировка сенсорных ощущений и моторики при помощи подходящих по возрасту занятий были ключевыми компонентами в работе с особенными учениками. Доктор Сеген, постепенно применяя эти техники, организовал для объектов своего исследования богато насыщенную стимулирующую среду. Он также стал автором образовательных руководств, которые включали и задания на интеллектуальное и физическое развитие, в частности направленные на помощь ученикам с ограниченными возможностями выработать независимость и уверенность в своих силах. Образовательные руководства доктора Сегена впоследствие оказали влияние на работы других педагогов, работающих с детьми с особенностями. К сожалению, несмотря на его достижения, доктор Сеген счёл своё исследование по большей части провальным, потому что так и не нашёл лекарства от умственной отсталости.

Рукописи этих двух докторов вдохновили доктора Монтессори. Она также осознала, что это были единственные попытки в истории обучать детей с умственной недостаточностью, практика которых была задокументирована. Доктор Монтессори отправилась в Париж и самостоятельно дословно перевела эти рукописи, чтобы не упустить ни одной мелочи во вдохновляющих её материалах. В то время как доктора Итар и Сеген чувствовали, что потерпели неудачу во многих аспектах своих работ, они оба разработали важные техники обучения детей с ограниченными возможностями. Доктор Монтессори увидела в их образовательных подходах колоссальное значение. Современные монтессори педагоги видят результаты влияния на формирование метода Монтессори исследований доктора Итара при использовании подвижного алфавита, и доктора Сегена при работе с материалами на нахождение пар в сенсорной зоне — вкусовыми бутылочками, шумовыми цилиндрами, цветными табличками. Эти техники и обучающие материалы, описанные в их рукописях, стали для доктора Монтессори отправной точкой.

Её лекции на различных медицинских и образовательных конгрессах, особенно на Образовательной Конвенции в Турине в 1898 году, привели к большей известности. Министр образования Италии назначил доктора Монтессори директором Ортофренической школы, нового медико-педагогического института в Риме. На этой должности доктор Монтессори читала лекции педагогам о возможностях к обучению и подходящих техниках для образования детей, испытывающих трудности в обучении. В течение двух лет, доктор Монтессори учила педаогов использовать техники, которые она разработала. Часто она работала с детьми в классе, наравне с педагогами, которых она тренировала. В этот захватывающий период разработки своей программы, доктор Монессори выдвинула предположение, что эти обучающие техники подходят всем детям без исключения, и благотворно влияют на них. Однако, она также столкнулась с волной насмешек со стороны коллег. Многие современники доктора Монтессори обвинили её в принижении себя до уровня воспитательницы детского сада. Эта критика не помешала доктору Монтессори продолжить своё исследование и применение нового метода обучения детей.

Первоначальная работа доктора Монтессори с детьми, которую сочли «ущербной и безнадёжной», оказалась впоследствие настолько успешной, что многие из этих детей прошли государственный экзамен, которые сдают «нормальные» дети в общеобразовательных школах. Многие работники сферы образования удивлялись: какие такие магические методики обучения открыла доктор Монтессори, что сделало возможным её «отсталым» ученикам добиться лучших результатов, чем «нормальным». В то же время, доктор Монтессори задумалась над ограниченностью государственной образовательной системы Италии. В 1904 году, доктор Монтессори прекратила напрямую работать с детьми в Ортофренической школе, сложила с себя все обязанности в больнице, и закрыла частную медицинскую практику. Теперь она снова — студенка Университета Рима. На этот раз она изучала философию и антропологию. Она также продолжила читать лекции в Университете об её опыте работы с детьми в Ортофренической школе.

В 1906 году доктору Монтессори предложили возможность создания сети школ для младенцев на территории Рима. Группа состоятельных банкиров, называющая себя Instituto Romano di Beni Stabili (Римский институт хороших домов), занималась восстановлением заброшенных кварталов. В конце XIX века существовало несколько районов Рима с огромными кварталами, недостроенными по причине экономического кризиса. Эта группа банкиров покупала заброшенные строения и ремонтировала их с целью обеспечить жильём людей, переезжающих из пригорода в Рим работать на фабриках. Эта недвижимость считалась в то время прекрасным образцом городского обновления. Банкиры гордились своими достижениями, и решили сделать тоже самое в некоторых других частях Рима. Первым отремонтированным жилым комплексом был квартал в Сан Лоренцо, очень бедном городке по соседству с Римом. Рабочие, которые жили в этих строениях, сочли, что их жизненная ситуация значительно улучшилась после ремонта. Банкиры получили множество положительных отзывов в прессе за их успешную деятельность. Была только одна проблема. Сан Лоренцо был «захвачен» бандой маленьких детей, гоняющих каждый на своём транспорте, пока родители работают. Дети проказничали и причиняли урон зданиям. Директор Римской Ассоциации хороших домов попросила доктора Монтессори заняться этими своенравными детьми в возрасте от двух до семи лет чем-нибудь вроде «домашнего обучения». Владельцы выделили доктору Монтессори квартиру, достаточную для её нужд. Она открыла первое из «дошкольных учреждений» в квартале Сан Лоренцо 6 января 1907 года, на праздник святого Епифания, в торжественный для христиан день.

Доктор Монтессори называла каждую свою школу Casa de Bambini, или, как мы знаем их в современном Монтессори сообществе, Дом ребёнка. Доктор Монтессори открыла два Дома ребёнка в двух жилых комплексах. Остальные её школы были открыты в других точках по всему Риму и, в последствие, Милану, так как её метод обучения детей имел всё больший и больший успех. Серии из шестнадцати школ стали основой и катализатором для огромного социального и образовательного эксперимента. Например, она открыла Монтессори школу в Британском посольстве для обучения детей персонала. Католические Францисканские сёстры открыли Монтессори школу специально для детей, ставших сиротами в 1908 году в результате землятрясения в городе Мессина на острове Сицилия, которое унесло жизни 70 000 людей. Доктор Монтессори продолжила посвящать себя более глубокому пониманию природы обучения детей.

В 1911-ом году Александр Грэхем Белл (изобретатель телефона) прочитал об обучающих методах доктора Монтессори в американском литературно-политическом журнале МакКлюрс. В журнале была опубликована серия сенсационных статей авторства Жозефины Тозье, которая описала работу доктора Монтессори как «этот чудесный новый образовательный метод». Белл предложил помощь доктору Монтессори в организации лекции в Америке об её открытиях, так как интерес к её методу продолжал возрастать. Сэмуэль МакКлюр, редактор и владелец журнала МакКлюрс, увидел возможность распространить информацию о методе, организовав тур с лекциями, и создав раздел Монтессори в журнале, из которого можно было узнавать актуальную информацию о работе доктора Монтессори. В 1913 году, доктор Монтессори впервые совершила первый визит в Соединённые штаты, спонсированный Сэмуэлем МакКлюром. Она путешествовала и читала лекции по всем Соединённым штатам, и имела огромный успех. Доктор Монтессори вернулась в США для своего второго, и последнего, визита в 1915 году, чтобы помочь оформить стенд как Монтессори класс для Панамо-Тихоокеанской международной выставки, известной как Всемирная выставка в Сан-Франциско. Когда доктор Монтессори прибыла к месту стенда, она быстро увидела, что перед ней стоит сложная и интересная задача: построить модель класса в открытом пространстве. Она хотела защитить детей, но при этом дать посетителям возможность рассмотреть что происходит внутри. Доктор Монтессори решила эту задачу огородив площадку стеклянной стеной. Для наблюдателей и посетителей за стеной располагалась трибуна. Этот «стеклянный класс» вскоре стал у публики излюбленным экспонатом. Тысячи родителей подали заявки, чтобы их детей приняли в модель класса на Всемирной выставке, но было отобрано только тридцать детей. Доктор Монтессори разрешила проводить занятие двум американцам, учащимся на монтессори педагогов. Любимое время для посетителей было время обеда, где они могли увидеть как дети сами готовят еду, а потом накрывают на стол с большой элегантностью. Посетители зачаровнно смотрели на то как дети управляли собой — грациозно и с чувством собственного достоинства. Стенд Монтессори был награждён двумя золотыми медалями: в номинации Обучение, и при закрытии Всемирной выставки 1915-го года.

(Из книги М. Шеннон Хелфрич «Монтессори образование в XXI веке. Руководство для родителей и педагогов», перевод Т. Абрамовой)
Монтессори