Полезные статьи

Ребенок и планшет: подводные камни модных игрушек

Айпад в#nbsp;руках у#nbsp;ребёнка#nbsp;— символ современности. Дети полутора лет легко осваивают устройство, находят игры, выходят в#nbsp;интернет, скачивают что-то.

Это кажется фантастикой. И#nbsp;иногда радует родителей#nbsp;— он#nbsp;такой маленький, а#nbsp;уже может! А#nbsp;вот бабушке всего шестьдесят, но#nbsp;она даже трогать боится. Кроме того это так удобно#nbsp;— сунул девайс в#nbsp;руки ребёнку и#nbsp;свободен.

Для того чтобы оценить последствия тотальной айпадизации подрастающего поколения потребуются годы, а#nbsp;может и#nbsp;десятилетия. А#nbsp;данные, которыми уже сейчас располагают ученые, показывающие, как меняется активность функционирования разных зон мозга с#nbsp;айпадом и#nbsp;без него, выглядят сухими и#nbsp;малодоказательными. Иногда мы#nbsp;читаем: «средний американский ребёнок смотрит на#nbsp;экран в#nbsp;среднем 8 часов в#nbsp;день» или «средний американский подросток отправляет в#nbsp;месяц 3364 текстовых сообщений». И#nbsp;если мы#nbsp;сравним это с#nbsp;вашим детством, в#nbsp;котором вы#nbsp;ни#nbsp;отправляли ни#nbsp;одного сообщения в#nbsp;день, то#nbsp;это хорошо или плохо?

Кроме того у#nbsp;каждого есть свои жизненные примеры#nbsp;— вот меня родители гоняли от#nbsp;телевизора, но#nbsp;ничего вырос#nbsp;же. А#nbsp;кто-то рос уже в#nbsp;обнимку с#nbsp;персональным компьютером и#nbsp;вроде тоже проблем не#nbsp;испытывает, а#nbsp;может и#nbsp;определенные преимущества есть#nbsp;— раньше программировать научился.

Однако одна из#nbsp;особенностей айпадов состоит в#nbsp;том, что ими могут заниматься дети буквально с#nbsp;рождения. И#nbsp;в#nbsp;этом есть существенное отличие.

Давайте попробуем разобраться.

Представьте себе собаку. Какая она? Большая или маленькая? Какой она породы? Какого цвета ее#nbsp;шерсть? Какова она на#nbsp;ощупь? Как она лает? Чем пахнет? Как она бегает? Как ест? Какие еще ассоциации возникают с#nbsp;образом собаки#nbsp;— страх или ощущение защищенности? Это ваша собака или какая-то абстрактная «собака вообще»?

Нет, это не#nbsp;тест и#nbsp;я#nbsp;не расскажу вам о#nbsp;ваших проблемах или будущем.

Но#nbsp;в#nbsp;тот момент, когда вы#nbsp;читали каждый вопрос и#nbsp;представляли себе цвет, звук или запах, в#nbsp;вашем мозгу в#nbsp;соответствующих областях «загорались», то#nbsp;есть активировались цепочки нейронов, которые отвечают за#nbsp;восприятие отдельных характеристик окружающего мира.

Более того эти цепочки связаны именно с#nbsp;вашим опытом, полученным вами при общении с#nbsp;собаками или их#nbsp;образами. Каждый из#nbsp;читающих представил себе свою собственную уникальную собаку. Этот образ сформировался на#nbsp;основании вашего собственного уникального опыта. И#nbsp;если этот абзац прочитают семь миллиардов живущих в#nbsp;настоящий момент на#nbsp;земле людей, мы#nbsp;получим семь миллиардов различных образов, за#nbsp;которые отвечают семь миллиардов различных комбинаций нейронных соединений семи миллиардов различных мОзгов.

Каждый раз, когда вы#nbsp;получаете какой-то новый сенсорный опыт, например, смотрите, нюхаете, слушаете, на#nbsp;его основании в#nbsp;вашем мозгу формируется новая нейронная сеть. Нет, новые нейроны не#nbsp;появляются, зато между ними возникают новые связи#nbsp;— синапсы. Если вы#nbsp;этот опыт повторяете, эта цепочка становится надежнее#nbsp;— сами нейроны растут, и#nbsp;синаптические связи становятся больше и#nbsp;надежнее.

Наиболее активно этот процесс идет сразу после рождения. И#nbsp;те#nbsp;связи, которые сложились в#nbsp;первые годы жизни, служат базой или фундаментом для формирования новых.

Мы#nbsp;говорим: мы#nbsp;видим глазами, слышим ушами, обоняем носом, чувствуем вкус языком. На#nbsp;самом деле это не#nbsp;совсем так. В#nbsp;глазах, ушах, носу и#nbsp;на#nbsp;языке есть только рецепторы#nbsp;— центральный#nbsp;же компьютер, который обрабатывает эту информацию и#nbsp;как-то интерпретирует ее, находится у#nbsp;вас внутри черепной коробки.

Эти системы обработки информации в#nbsp;мозге у#nbsp;ребёнка не#nbsp;заложены изначально, а#nbsp;формируются под воздействием опыта. И#nbsp;в#nbsp;зависимости от#nbsp;того, какой опыт получает ребёнок, такие системы и#nbsp;сформируются.

Нагляднее всего это было продемонстрировано в#nbsp;экспериментах над котятами. Слепых котят, то#nbsp;есть тех, кто не#nbsp;имел зрительного опыта, разделили на#nbsp;две группы. Одна из#nbsp;них росла в#nbsp;цилиндрах с#nbsp;вертикальными полосами, а#nbsp;другая#nbsp;— с#nbsp;горизонтальными. Через три месяца выяснилось, что котята, выросшие среди вертикальных линий не#nbsp;могут видеть горизонтальные, они не#nbsp;видят края стола или ступенек. А#nbsp;те, кто вырос среди горизонтальных, не#nbsp;различают ножки стульев. И#nbsp;эти особенности сохранились на#nbsp;всю жизнь.

У#nbsp;нашего мозга есть сенситивные периоды формирования, когда мозг особенно чувствителен к#nbsp;тем или иным воздействиям, а#nbsp;есть критические#nbsp;— узкие временные интервалы только внутри которых возможно формирование тех или иных функций. Они есть, например, у#nbsp;зрения, слуха, вестибулярного аппарата, развития речи.

Есть такой вопрос в#nbsp;одном из#nbsp;тестов, который я#nbsp;предлагаю детям, поступающим в#nbsp;школу, то#nbsp;есть 6−7 летним. Кто на#nbsp;кого больше похож#nbsp;— собака на#nbsp;белку или белка на#nbsp;петуха.

Подумайте сами. Могут быть разные выводы. Кто-то говорит, что собака на#nbsp;белку, потому что это звери, млекопитающие, у#nbsp;них шерсть, зубы, четыре лапы, а#nbsp;петух#nbsp;— птица. Кто-то: собака на#nbsp;петуха#nbsp;— это домашние животные, а#nbsp;белка#nbsp;— дикое. Но#nbsp;дети чаще всего отвечают#nbsp;— белка на#nbsp;петуха. Собаку современный ребёнок все-таки видел, а#nbsp;вот белку и#nbsp;петуха, может, и#nbsp;не#nbsp;встречал. И#nbsp;у#nbsp;него информация только из#nbsp;книжек, фильмов и#nbsp;игрушек. И#nbsp;на#nbsp;ее основе дети и#nbsp;отвечают#nbsp;— они на#nbsp;двух лапах сидят, у#nbsp;них хвост похож. Делая в#nbsp;общем совершенно правильные заключения на#nbsp;основании того виртуального опыта, который есть у#nbsp;них.

Фактически самые основные задачи, которые стоят перед ребёнком в#nbsp;первые годы после рождения#nbsp;— это разобраться, как устроен этот мир и#nbsp;организовать свой мозг и#nbsp;свое тело для оптимального существования в#nbsp;нем.

И#nbsp;если мы#nbsp;хотим помочь ему в#nbsp;этом, то#nbsp;наша задача предоставить максимальные возможности по#nbsp;исследованию реальных объектов#nbsp;— их#nbsp;твердости и#nbsp;хрупкости, мягкости и#nbsp;протяженности, гладкости и#nbsp;текучести, громкости и#nbsp;яркости, вкуса и#nbsp;цвета, запаха и#nbsp;веса. И#nbsp;еще огромного количества всяческих характеристик. Знакомясь с#nbsp;ними, проводя сотни экспериментов по#nbsp;пересыпанию, разливанию, разрыванию и#nbsp;разбиванию, обсасыванию и#nbsp;обнюхиванию, ребёнок формирует, во-первых, представление о#nbsp;мире, а, во-вторых, свою нервную систему для дальнейшего анализа и#nbsp;использования этой информации.

Конечно, мы#nbsp;не#nbsp;можем принести ребёнку для ощупывания тигра или акулу и#nbsp;еще миллионы разных других объектов. Но#nbsp;если вы#nbsp;ухаживали за#nbsp;кроликом или хомячком, вы#nbsp;сможете представить что такое шерсть, уши или когти, когда увидите по#nbsp;телевизору суриката или панду. Если вы#nbsp;трогали карпа или наблюдали за#nbsp;золотой рыбкой в#nbsp;аквариуме, вы#nbsp;сможете экстраполировать свои знания о#nbsp;чешуе или жабрах на#nbsp;глубоководных удильщиков, с#nbsp;которыми никогда лично не#nbsp;общались. То#nbsp;есть, прежде, чем показывать животных на#nbsp;картинках или на#nbsp;айпаде очень важно познакомиться хотя#nbsp;бы с#nbsp;представителями основных классов в#nbsp;реале. Иначе полученная информация, никак не#nbsp;связанная с#nbsp;собственным сенсорным опытом очень быстро исчезнет из#nbsp;памяти практически без следа.

Мытье пола гораздо более «развивающее занятие» в#nbsp;этом возрасте, чем сортировка фигурок в#nbsp;айпаде. Ребёнок знакомится с#nbsp;текучестью, растворимостью, гигроскопичностью, смачиванием, поверхностным натяжением, плавучестью. И#nbsp;все это с#nbsp;большим удовольствием и#nbsp;интересом. Да, после таких занятий маме придется пол мыть заново, но#nbsp;это и#nbsp;есть реальное развитие мозга в#nbsp;возрасте до#nbsp;трех лет.

Трудно представить себе что-то более развивающее для ребёнка раннего возраста, чем домашние дела#nbsp;— стирка, уборка, приготовление пищи.

Любые понятия мы#nbsp;можем вводить только после того как ребёнок с#nbsp;ними столкнулся на#nbsp;опыте. Вы#nbsp;не#nbsp;сможете объяснить, что такое большой или маленький, если ребенок не#nbsp;видел или не#nbsp;ощупывал предметы разного размера. Вы#nbsp;не#nbsp;сможете рассказать, чем отличается сладкое от#nbsp;соленого, если человек никогда не#nbsp;ощущал этих вкусов. Только после того как ребенок разбил чашку#nbsp;— вы#nbsp;можете ввести понятие «хрупкий».

Вторая проблема связана с#nbsp;освоением языка. Спросите любого логопеда, и#nbsp;он#nbsp;вам скажет, что за#nbsp;последние годы катастрофически выросло количество детей с#nbsp;задержкой речевого развития. Возможно вы#nbsp;удивитесь, но#nbsp;для того чтобы научиться говорить нужно как минимум слышать человеческую речь. Более того от#nbsp;человека. Ну#nbsp;и#nbsp;иметь необходимость говорить. Проводились эксперименты с#nbsp;детьми до#nbsp;года в#nbsp;англоговорящих семьях. К#nbsp;одной группе детей приходила китаянка и#nbsp;разговаривала с#nbsp;ними, играя. В#nbsp;другой группе тот#nbsp;же текст дети слушали через магнитофон, а#nbsp;в#nbsp;третьей#nbsp;— могли смотреть видео. В#nbsp;результате к#nbsp;году дети из#nbsp;первой группы различали звуки китайского языка и#nbsp;даже понимали слова. Во#nbsp;второй и#nbsp;третьей группах просмотр и#nbsp;прослушивание не#nbsp;оставили никаких следов.

Когда ребёнок раннего возраста играет в#nbsp;«развивающие программы» на#nbsp;айпаде, у#nbsp;родителей создается ощущение, что он#nbsp;может освоить и#nbsp;речевые навыки, но#nbsp;это огромная ловушка. И#nbsp;она опасна еще и#nbsp;тем, что существует сенситивный период развития речи#nbsp;— с#nbsp;рождения и#nbsp;примерно лет до#nbsp;пяти. Если человек овладевает в#nbsp;этом возрасте родным языком, то#nbsp;при необходимости, он#nbsp;может освоить любой другой человеческий язык. Если#nbsp;же нет, то#nbsp;возможность научиться говорить тем меньше, чем позже с#nbsp;ним начинают общаться при помощи речи.

Третья сложность#nbsp;— это социальное взаимодействие. Да, у#nbsp;нас существуют сенситивные периоды формирования коммуникативных навыков. То#nbsp;есть для того чтобы научиться общаться с#nbsp;людьми, нужно с#nbsp;ними общаться. Причем в#nbsp;раннем возрасте. Сначала с#nbsp;мамой, потом со#nbsp;сверстниками. Так#nbsp;же, как для того чтобы научиться ходить, нужно именно ходить. Падая, набивая шишки, но#nbsp;тренируясь, тренируясь и#nbsp;тренируясь. Иначе невозможно.

Это касается не#nbsp;только человека. Широко известны эксперименты Харлоу на#nbsp;обезьянах. Он#nbsp;изолировал новорожденных обезьян от#nbsp;сородичей на#nbsp;3, 6 и#nbsp;12 месяцев. Молодые животные пробывшие в#nbsp;изоляции 3 месяца, будучи возвращенными в#nbsp;стаю испытывали сильнейший стресс, но#nbsp;в#nbsp;конце концов адаптировались. Из#nbsp;обезьянок, пробывших в#nbsp;изоляции 6 месяцев, только некоторые пытались контактировать с#nbsp;другими. Из#nbsp;лишенных контакта на#nbsp;12 месяцев никто не#nbsp;делал попыток вступить во#nbsp;взаимодействие, более того они становились жертвами окружающих, поскольку были совершенно лишены инстинкта самосохранения.

Айпад в#nbsp;руках ребёнка#nbsp;— замечательное средство, для того чтобы полностью лишить его возможности научиться контактировать с#nbsp;другими людьми. Договариваться, спорить, защищать свои интересы и#nbsp;учитывать интересы окружающих.

Когда молодые родители спрашивают, так что#nbsp;же совсем нельзя? Я#nbsp;говорю крайне нежелательно. То#nbsp;время, которое ребенок проведет за#nbsp;айпадом, будет уворовано у#nbsp;других путей познания окружающего мира, развития речи и#nbsp;формирования коммуникативных навыков.

Но#nbsp;надо понимать, в#nbsp;какой ситуации живет современная мама. Зачастую она проводит с#nbsp;ребёнком 24 часа в#nbsp;сутки 7 дней в#nbsp;неделю 365 дней в#nbsp;году. Иногда нужно сходить в#nbsp;туалет, а#nbsp;иногда просто хочется спокойно попить чайку. Айпад часто становится спасением, если нужно везти ребенка в#nbsp;машине. Поэтому 20 минут в#nbsp;день, проведенные ребёнком за#nbsp;какой-нибудь развивалкой, конечно не#nbsp;нанесут катастрофического вреда.

И#nbsp;все-таки нашей жизни есть период, когда наш мозг должен научиться жить в#nbsp;окружающем мире: обрабатывать информацию, получаемую извне и#nbsp;управлять нашим телом с#nbsp;учетом этой информации.

Кое-какие навыки мы#nbsp;имеем уже к#nbsp;моменту рождения, но#nbsp;основные наши возможности формируются в#nbsp;течение первых лет нашей жизни. Наш мозг формируется под воздействием окружающей среды для существования в#nbsp;этой среде. И#nbsp;когда мы#nbsp;говорим, что айпады#nbsp;— это часть этой среды, это верно.

Но. Программа, которой пользуется ваш ребёнок, устареет через год. Учитывая скорость развития технологий, сам айпад вероятнее всего исчезнет или сильно модифицируется в#nbsp;течение ближайших лет. А#nbsp;мозг уже сформировался именно под эти задачи. Реальный мир, будем надеяться, просуществует пару-тройку миллиардов лет и#nbsp;навыки существования в#nbsp;нем вашему ребенку пригодятся гораздо больше.

А#nbsp;использовать технические средства ребёнок успеет научиться, тем более что основная задача разработчиков сделать их#nbsp;как можно более доступными и#nbsp;простыми в#nbsp;использовании.
Психология