Полезные статьи

Первичные потребности

Если нас спросить#nbsp;— что нам нужно в#nbsp;жизни, ответы могут быть самые разные.

  • любви и#nbsp;нежности,
  • пятерку ауди,
  • пятерку по#nbsp;математике,
  • миллион,
  • чтобы меня понимали,
  • чтобы все отстали,
  • собачку,
  • билеты на#nbsp;чемпионат мира по#nbsp;футболу,

И т.д. и#nbsp;т.#nbsp;п.

Вообще говоря, самая основная наша потребность и#nbsp;задача с#nbsp;точки зрения биологии#nbsp;— это выжить и#nbsp;дать жизнеспособное потомство. И#nbsp;если#nbsp;бы мы#nbsp;ограничивались только ей, то#nbsp;не#nbsp;было#nbsp;бы проблемы загрязнения окружающей среды, большого андронного коллайдера, пробок на#nbsp;дорогах, самих автомобилей, чемпионата мира, памперсов и#nbsp;телесериала «Папины дочки». А#nbsp;мы#nbsp;бы жили#nbsp;бы себе спокойно где-нибудь в#nbsp;восточной Африке и#nbsp;представляли собой не#nbsp;очень многочисленный вид семейства гоминид.

О#nbsp;том, как формируются выше перечисленные и#nbsp;не#nbsp;перечисленные потребности это тема отдельного разговора. А#nbsp;мы#nbsp;сейчас про новорожденного, пока еще не#nbsp;подозревающего про все это разнообразие и#nbsp;энергично осуществляющего свою основную биологическую задачу. Задачу выживания и#nbsp;приспособления к#nbsp;окружающей среде.

Большинство новорожденных на#nbsp;планете прекрасно обходятся без помощи родителей. Не#nbsp;подумайте дурного, я#nbsp;имею в#nbsp;виду, например, насекомых. Но#nbsp;чем выше на#nbsp;эволюционной лестнице находится вид, тем больше участие родителей в#nbsp;жизни детей.

А#nbsp;возможно, наоборот, чем больше родители заботятся о#nbsp;потомстве, тем более высокую ступеньку занимают их#nbsp;дети. На#nbsp;эволюционной лестнице.

Человеческие детеныши рождаются одними из#nbsp;самых беспомощных, а#nbsp;уж#nbsp;продолжительность человеческого детства вообще не#nbsp;имеет аналогов. И#nbsp;за#nbsp;это время в#nbsp;том числе и#nbsp;формируются потребности отличные от#nbsp;базовых. Это#nbsp;ж сколько времени надо, чтобы ощутить потребность в#nbsp;андронном коллайдере.

Для того чтобы человеческий детеныш выжил, нужна постоянная забота взрослого, и#nbsp;мы#nbsp;часто говорим о#nbsp;родительских, а#nbsp;также материнских и#nbsp;отцовских чувствах. Без них действительно никуда. Но#nbsp;есть еще, назовем его «детское», чувство. Чувство, которое испытывает ребенок#nbsp;— чувство зависимости от#nbsp;взрослого, которое заставляет его стараться нравится взрослому, улыбаться ему, смотреть в#nbsp;глаза и#nbsp;поступаться своими интересами ради собственной безопасности, то#nbsp;есть выживания.

И#nbsp;получается, что не#nbsp;только лучше развиваются те#nbsp;дети, которым родители уделяют больше внимания, а#nbsp;и#nbsp;родители чаще подходят к#nbsp;тем детям, которые улыбаются. Научный, как говорится, факт.

Поскольку мы#nbsp;существа социальные#nbsp;— то#nbsp;есть человек не#nbsp;только в#nbsp;младенчестве, но#nbsp;и#nbsp;всю оставшуюся жизнь зависит от#nbsp;отношений с#nbsp;другими людьми, то#nbsp;эта потребность нравится родителю перерастает потом в#nbsp;потребность быть принятым обществом. А#nbsp;реализация этой потребности называется социализацией.

Таким образом, на#nbsp;первом этапе жизни, у#nbsp;ребенка есть две основные задачи#nbsp;— реализовать внутренние потребности в#nbsp;развитии, в#nbsp;том числе потребность в#nbsp;новизне и#nbsp;исследовании окружающего мира и#nbsp;не#nbsp;испортить отношения с#nbsp;родителями, от#nbsp;которых он#nbsp;зависит, а#nbsp;заодно научиться выстраивать отношения с#nbsp;другими и#nbsp;учитывать их#nbsp;потребности.

Вот с#nbsp;этим-то основная загвоздка. Потому что родительские потребности далеко не#nbsp;так просты и#nbsp;очевидны, как детские. Вернее так, родительская потребность заключается в#nbsp;том, чтобы их#nbsp;ребенок вписывался в#nbsp;их#nbsp;картину мира. То#nbsp;есть по#nbsp;возможности был тем идеальным ребенком, которого они себе создали на#nbsp;основе своего детского опыта, педагогических идей своих родителей, учителей, прочитанных и#nbsp;недочитанных книг, собственных нереализованных амбиций, Интернета, сериалов, наблюдений за#nbsp;другими детьми в#nbsp;песочнице, трепа с#nbsp;их#nbsp;родителями и#nbsp;комментариев бабушек в#nbsp;автобусе.

А#nbsp;вот такую заковыристую потребность удовлетворить ни#nbsp;одному ребенку не#nbsp;под силу.

И#nbsp;ходят несчастные родители в#nbsp;той или иной степени разочарованные своими реальными детьми и#nbsp;разрываются дети между потребностью быть самим собой и#nbsp;желанием быть любимыми мамой и#nbsp;папой.
Детский и семейный психолог
Баканова Елена
Психология