Полезные статьи

Формирование личности ребенка

Здравствуйте, хочу задать вопрос, Вы#nbsp;пишете: «И#nbsp;ходят несчастные родители в#nbsp;той или иной степени разочарованные своими реальными детьми и#nbsp;разрываются дети между потребностью быть самим собой и#nbsp;желанием быть любимыми мамой и#nbsp;папой.» (см.#nbsp;Первичные потребности) Но#nbsp;ведь если родитель откажется от#nbsp;своих ожиданий, будет тупо принимать ребенка таким, какой он#nbsp;есть, то#nbsp;как не#nbsp;проглядеть, что ребенок пошел «под откос»? И#nbsp;насколько вообще родитель способен участвовать в#nbsp;формировании ребенка как личности, влиять на#nbsp;ребёнкин характер, при этом не#nbsp;ломая его?
Гораздо проще проглядеть, когда ребенок «пошел под откос», если мы#nbsp;ориентируемся на#nbsp;свои ожидания.

Самое сложное#nbsp;— это как раз понять, какой он#nbsp;есть этот ребенок, и#nbsp;какая именно потребность в#nbsp;данный момент у#nbsp;него доминирует. Причина в#nbsp;том, что на#nbsp;все, на#nbsp;что мы#nbsp;смотрим, мы#nbsp;смотрим сквозь фильтр своих уже существующих представлений#nbsp;— о#nbsp;том, какие вообще бывают дети, о#nbsp;том, каким должен быть именно мой ребенок. Именно это создает сложности.

Пример из#nbsp;оптики. Если на#nbsp;синее вы#nbsp;посмотрите через красный фильтр#nbsp;— вы#nbsp;увидите фиолетовое, а#nbsp;если на#nbsp;белое#nbsp;— красное. В#nbsp;жизни то#nbsp;же#nbsp;самое. И#nbsp;если, например, родитель полагает, что дети всегда должны слушаться взрослых, то#nbsp;среднестатистический двухлетний ребенок, которого мамочка, сидящая в#nbsp;очереди, уже в#nbsp;сотый раз умоляет посидеть на#nbsp;месте, при взгляде через такой фильтр, будет выглядеть патологически непослушным. Он#nbsp;будет ныть или вести себя агрессивно, проситься на#nbsp;ручки или требовать конфетку. Если#nbsp;же мы#nbsp;обратимся к#nbsp;ребенку, то#nbsp;обнаружим, что в#nbsp;этом возрасте есть ведущие потребности, без удовлетворения которых нормальное развитие ребенка невозможно#nbsp;— например, потребность в#nbsp;движении и#nbsp;потребность в#nbsp;новизне, то#nbsp;есть исследовании окружающего мира. А, блокируя их, мы#nbsp;получаем естественную, нормальную протестную реакцию организма, которому не#nbsp;дают развиваться. Но#nbsp;если мы#nbsp;учтем их#nbsp;и#nbsp;предоставим ему такую возможность#nbsp;— свободно передвигаться и#nbsp;большое количество объектов для изучения, соответствующих возрасту, то#nbsp;вышеперечисленные негативные реакции исчезнут.

По поводу участия в формировании личности ребенка

Можно сказать, что есть три основные составляющие личности ребенка:

Во-первых, то, что генетически заложено. Наши базовые способности и#nbsp;особенности мы#nbsp;получаем в#nbsp;момент зачатия. Комбинация генов, с#nbsp;которой мы#nbsp;будем существовать всю дальнейшую жизнь, определяет цвет глаз и#nbsp;волос, рост и#nbsp;склонность к#nbsp;полноте, математические способности и#nbsp;предрасположенность к#nbsp;алкоголизму и#nbsp;шизофрении, уровень тревожности, склонность к#nbsp;риску и#nbsp;еще миллион разных наших качеств.

Второе#nbsp;— глобальное влияние социума. Один и#nbsp;тот#nbsp;же ребенок, рожденный в#nbsp;России в#nbsp;21 веке и#nbsp;в#nbsp;Китае 1000 лет назад, безусловно, стал#nbsp;бы совершенно разными личностями. Сюда входят и#nbsp;питание, и#nbsp;медицинская помощь, и#nbsp;морально-нравственные нормы, и#nbsp;образовательная система, и#nbsp;климат и#nbsp;многое другое.

И, наконец, детско-родительские отношения. Родитель непрерывно, ежесекундно, каждым своим жестом, словом, эмоцией участвует в#nbsp;формировании личности и#nbsp;характера ребенка.

Ребенок, начиная с#nbsp;момента рождения, обучается каким быть, наблюдая за#nbsp;родителем и#nbsp;с#nbsp;невероятным упорством повторяя все, что видит.

Он#nbsp;учится мимике, наблюдая за#nbsp;выражение лица. Так, мимика слепорожденных детей не#nbsp;соответствует их#nbsp;реальным эмоциям, потому что они не#nbsp;смогли этому научиться.

Он#nbsp;учится прямохождению. Дети-«маугли», воспитанные животными, не#nbsp;умеют ходить по-человечески, то#nbsp;есть на#nbsp;двух ногах.

Он#nbsp;учится языку. Если вы#nbsp;не#nbsp;будете разговаривать с#nbsp;ребенком, он#nbsp;не#nbsp;научится говорить.

Он#nbsp;учится ругаться, если вы#nbsp;ругаетесь при нем.

Он#nbsp;учится решать конфликты миром, если вы#nbsp;сами поступаете именно так.

Он#nbsp;будет драться, а#nbsp;потом и#nbsp;бить своих собственных детей, если вы#nbsp;его шлепаете, потому что вы#nbsp;показываете, что именно так и#nbsp;нужно делать. (А#nbsp;возможно, будет считать, что его самого можно бить#nbsp;— вы#nbsp;же#nbsp;ему это показали.)

Он#nbsp;может стать щедрым, если вы#nbsp;позволите ему иметь собственность и#nbsp;распоряжаться ею, но#nbsp;если вы#nbsp;будете заставлять его делиться, то#nbsp;он#nbsp;поймет, что именно так и#nbsp;нужно поступать#nbsp;— «заставлять других делиться».

Наши дети учатся, повторяя за#nbsp;нами то, что мы#nbsp;делаем. Подражание взрослому#nbsp;— это основной способ обучения. Особенно это касается младшего возраста. Чем старше ребенок, тем больше у#nbsp;него примеров для подражания-обучения#nbsp;— родственники, братья и#nbsp;сестры, друзья (и#nbsp;враги) в#nbsp;детском саду и#nbsp;школе. И#nbsp;все#nbsp;же до#nbsp;подросткового возраста родители#nbsp;— основной источник знания о#nbsp;том, как надо действовать в#nbsp;этом мире.

Бывает так, что при перемешивании генов не#nbsp;сработал тот, который позволил#nbsp;бы ребенку повторять то, что делает родитель. Например, нет абсолютного слуха у#nbsp;сына музыканта, родился флегматик у#nbsp;холерика, гуманитарий у#nbsp;математика. Принять непохожесть собственного ребенка очень непросто. А#nbsp;если он#nbsp;еще похож на#nbsp;кого-то нелюбимого, то#nbsp;особенно трудно.

Мы#nbsp;ломаем ребенка тогда, когда-то, что мы#nbsp;показали ребенку и#nbsp;то, что он, соответственно, воспроизвел нам не#nbsp;нравится. И#nbsp;мы#nbsp;пытаемся это исправить, но#nbsp;уже не#nbsp;делами, своими делами, а#nbsp;словами. Это крайне неэффективно. Когда папа, сидя у#nbsp;телевизора, настаивает «пойди, займись делом», а#nbsp;мама, наказывая сына за#nbsp;драку, шлепает его со#nbsp;словами «нельзя бить других», ребенку очень трудно понять, что#nbsp;же ему собственно делать. Потому что презентация и#nbsp;комментарий противоречат друг другу. Другими словами то, что он#nbsp;видит и#nbsp;чему в#nbsp;соответствии с#nbsp;биологическими законами должен подражать, противоречит тому, чего от#nbsp;него требуют родители.

Поэтому, если нам не#nbsp;нравится то, чему ребенок научился у#nbsp;нас, а#nbsp;также то, что он#nbsp;чему-то не#nbsp;смог научиться у#nbsp;нас первое что мы#nbsp;можем сделать#nbsp;— это изменить себя.
Баканова Елена
Детский и семейный психолог
Психология