Отличие обычного образовательного процесса от образования по методу Монтессори
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде»
Мария Монтессори
Обычный образовательный процесс |
Образование по методу Монтессори |
Развитие интеллектуальное, физическое происходит раздельно |
Холистический подход. Целое – не равно сумме частей |
Задача педагога - подтянуть личность ребёнка под общепринятые стандарты |
Задача педагога – пробудить и выманить духовный эмбрион ребёнка, ведущий его к познанию |
Использует набор педагогических воздействий (поощрения, наказания, оценки) |
Создаёт среду для пробуждения духовного эмбриона |
Цель известна, стремится получить заданный результат |
Результат заранее неизвестен |
В группе дети одного возраста |
Разновозрастные группы |
Дети вынуждены учиться с общей усреднённой скоростью |
Ребёнок развивается каждый в своём темпе |
Строгие рамки |
Свобода без вседозволенности |
Больше теории, чем практики |
Даже самые абстрактные понятия объясняются через работу с физическими объектами |
Проверку ошибок совершает педагог |
Учит самоконтролю |
Под адаптацией понимается выученная беспомощность, смирение перед неизбежностью |
Мягкая адаптация без психологических травм |
Неблагоприятно воздействует на психику и нервную систему ребёнка |
Способствует внутренней гармонии ребёнка, развивает умение сконцентрироваться, быть здесь и сейчас |
Может повлечь восприятие ребёнком мира как враждебной среды |
Формирует базовое доверие к миру |
Безразличное отношение к особенностям детской психики |
Бережное воспитание |
Формирует послушность |
Формирует уверенность в себе, ответственность, самостоятельность |
Не занимается эмоциональной сферой |
Развивает эмоциональный интеллект |
Большинство решений принимается за ребёнка, навык выбора не формируется |
Учит делать осознанный выбор |
Формированием навыков установления границ не занимается |
Учит видеть и уважать свои и чужие границы, выставлять их цивилизованным способом |