Монтессори-педагогика с точки зрения психолога

Важнейший принцип, лежащий в основе Монтессори-педагогики можно сформулировать очень просто. Если у вас есть интересное дело, и вам ничего не мешает, вы будете успешно и эффективно заниматься этим делом, и при этом не мешать другим. Все.

С этим утверждением трудно поспорить. А чтобы было еще труднее, некоторые детали я уточню. Дело должно быть интересно именно для Вас. То есть для кого-то из читающих это просмотр модных журналов, для кого-то блуждание по Интернету, для кого-то прыжки с парашютом, а для кого-то трансплантация почек. «Ничто не мешает» подразумевает, что вам не холодно и не жарко, не голодно и не страшно, вас не заботят денежные затруднения, уставший муж, ревнивая жена, и пр., и пр., и пр., то есть вообще ничего.

Теперь про детей.

С биологической точки зрения обучение детенышей у всех видов, которые вообще обучаются, а не просто следуют инстинктивным программам, а мы относимся именно к такому обучаемому виду, происходит в результате следующих процессов.

Первое - это созревание организма, то есть формирование соответствующих зон мозга и физиологических возможностей, второе - наблюдение за поведением других:  родителей, детей, и копирование его, третье - собственный опыт.

Чем младше ребенок, тем выше его инстинктивная потребность, то есть интерес к тому, чтобы все повторять за взрослым – он учится! Когда ваш ползунок вытаскивает баночки с крупой и мукой, заливая все это водой – он делает это как вы. Когда ваш малыш надевает ваши туфли и разрисовывает себя вашей помадой, он подражает вам. Наивно полагая, что ему это пригодится.

Первые существенные противоречия между тем, что мы ожидаем от ребенка и тем, что ему действительно нужно возникают, когда ребенку от года до четырех лет.

Его активность чрезвычайно высока, ему нужно успеть, как можно больше – организм требует. Несколько тысяч лет назад именно в этом возрасте ребенок научался выживать. То есть, во-первых, добывать себе еду – корешки, насекомых, птичьи яйца, орехи и ягоды. Причем происходило это по берегам рек и морей. Неспроста же нас так тянет на пляж, а детей в песочницу.  Обратите внимание – чем с самым большим удовольствием занимаются детишки в этом возрасте – переливают воду, копают песок и собирают всякую мелочь – камушки, окурки, пробки от бутылок и, естественно, тянут в рот. К сожалению, сейчас, в условиях городской песочницы с едой проблемы. 

Во-вторых, избегать чужаков – этот инстинкт начинает работать еще в 7-8 месяцев, именно тогда, когда ребенок начинает ползать и случайно может уползти к чужим.  Но проявление этого инстинктивного страха создает современным мамам современные проблемы – трудности со входом в детский сад, нежелание остаться с новой няней и расстаться с горячо любимой мамочкой. Ну не было таких задач у детей многие тысячи лет.

И, в-третьих, общаться с себе подобными. В возрасте с трех лет он ищет себе коллектив – других детей – для отработки социальных навыков – дружбы, любви, семейной жизни, охоты, строительства жилища, нападения и защиты и для обучения.

Те самые несколько тысяч лет назад все необходимое у ребенка было под рукой.

Были взрослые, которые занимались своим делом – собирательством, приготовлением пищи, охотой – одновременно показывая, как это дело делать. Объектов для исследования – вдоволь. Неограниченная возможность двигаться. Не было  необходимости готовиться к школе, посещать секции по фигурному катанию и сидеть смирно в очереди в поликлинику.

К жизни в естественном окружении ребенок биологически готов, хорошо приспособлен и легко обучаем. Проблема нашего времени состоит в том, что нам нужны не совсем те, а чаще всего и совсем не те навыки.

И все-таки кое-что из приобретенного за миллионы лет эволюции нам очень даже подходит. Например, способность ребенка обучиться разговорному языку без всяких усилий с нашей стороны. По последним данным уже порядка 250 тысяч лет мы говорим. А вот письменность совсем недавнее изобретение человечества. Всего 2-3 тысячи лет, поэтому приходится специально учиться.

В течение долгого существования человека на этой планете выживали те дети, которые хорошо повторяли за взрослыми – это основополагающий навык. Кроме того, ребенок с увлечением повторяет нечто, например, одевает ботинки, до тех пор, пока не научится. Потом интерес к этому действию теряется. Я думаю, в этом месте со мной согласятся большинство мам.  С биологической точки зрения тратить ресурсы – время, силы на уже изученное не разумно. Нужно искать новый опыт.

А теперь обратимся к Монтессори-группе. В таких группах дети помимо того, что они эффективно обучаются, еще и перестают быть агрессивными и тревожными, становятся более дружелюбными, лучше концентрируются. Монтессори назвала этот процесс «нормализация». Ниже я попытаюсь показать с точки зрения эволюционной психологии, учет каких именно факторов обуславливает высокую обучающую эффективность Монтессори-группы и приводит к нормализации ребенка.

Ребенок учится, ПОВТОРЯЯ за взрослым и другими более опытными детьми.

В группе есть педагог - взрослый, который именно показывает, как работать с материалом. И есть старшие дети, которые уже работают с ним, то есть демонстрируют способы поведения. При этом все материалы разработаны таким образом, чтобы именно ребенок мог с ними работать – то есть подходят по росту, по силам, по возможностям.

Ребенок старается повторять ТЕ ДЕЙСТВИЯ, которые делают более старшие люди вокруг него.

Здесь мы делаем акцент на содержании деятельности – «что повторять». В группе ребенок с удовольствием учится стирать и гладить, мыть посуду, убирать материалы на место,  читать и считать,– так делают все вокруг, значит это полезно. В принципе можно ввести любое действие, которое с точки зрения физиологии доступно ребенку в этом возрасте. Например, играть на скрипке. Многих очень пугает идея предоставить ребенку возможность делать то, что он хочет. Часто родительский опыт показывает, что хочет он каких-то совершенно неприемлемых вещей – сунуть пальцы в розетку, оторвать у кошки усы или смотреть непрерывно мультики. Мозг должен работать и для этого постоянно получать новую информацию извне. Когда он развивается, то есть в детстве, этой информации должно быть очень много. Поэтому все выше перечисленные действия и многие другие -  это как раз и есть попытки удовлетворить эту потребность. Просто дома у ребенка слишком мало возможностей повторять, поэтому он и экспериментирует на свой страх и риск.

Ребенок интересуется мелкими предметами. Монтессори даже выделила особый сенситивный период интереса к мелким предметам. И многие материалы основаны именно на этом принципе.

Ребенку постоянно нужны новые объекты для исследования. В группах более 200 различных материалов. Причем разработаны они  именно так, чтобы ребенок мог последовательно переходить от материала к материалу, совершенствуя полученные навыки, получая новый опыт и делая свои собственные открытия. Каждый материал несет в себе открытие.

Ребенок растет и, соответственно, у него появляются новые интересы и новые возможности. Мы не всегда можем определить, что конкретно интересует ребенка, для какого рода деятельности в данный момент  у него есть физиологические и психологические предпосылки. Сам же ребенок этого вам тоже не скажет, но он может выбрать именно тот материал, который нужен именно ему, именно сейчас.   Для этого и существует разновозрастная группа, и материалы, разработанные с учетом развивающихся возможностей и предыдущего опыта.

Отсутствие у детей до 6-7 лет развитой возможности к произвольным действиям.

Развитие произвольности, то есть возможности делать не то, что хочу я, а то, что хочет другой, родитель или учитель, происходит постепенно. И только к школьному возрасту достигает такого уровня, когда ребенок может писать палочки так и столько, сколько скажет учитель и сидеть неподвижно за партой 40 минут. Собственно, это одна из основных причин, по которой занятия с детьми дошкольного возраста проводят в игровой форме,  пытаясь привлечь их сказками, песнями, игрушками. Эти способы, к сожалению не очень эффективны. Так как, если ребенок и выучил считалку «раз, два три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», то это совершенно не означает, что он научился считать до пяти или понимает, кто такие зайчики.

Любые же попытки заставить делать детей такого возраста что-то против их воли приводят к протесту со стороны детей с сильной нервной системой или к всплеску тревожности у детей со слабой.

В Монтессори-группе дети занимаются тем и тогда, чем и когда им это интересно. И поэтому классические нормы – ребенок 2 лет может сосредоточенно заниматься 2 минуты, а 5 – 5 минут совершенно абсурдны. Потому что они ориентированны как раз на то, что ребенок занимается не тем, что ему интересно.

Тем, что важно для него и двухлетка может заниматься и 30 и 40 минут, причем, совершенно не обращая внимание на любые раздражители

И,  наконец, скорее учет не биологической особенности, а личностной потребности.

Возможность САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора вида деятельности, места и партнеров. В наше время  - это, пожалуй, действительно, уникальная возможность для ребенка, которому еще до рождения проигрывают Моцарта и читают Пушкина.  Разобраться с тем, что нужно именно мне, а не маме с папой или государству, и как это получить приемлемым для окружающих способом одна из основных задач ребенка. А иначе происходит как в анекдоте:  - Миша, домой! – Мамочка, я что замерз? – Нет, ты проголодался!

Это очень важно понять, чего я хочу и не менее важно понять, что то, что я хочу не всегда запретно или осуждаемо. Для многих из нас актуальны слова, что все приятное, либо аморально, либо вредно для здоровья.  В значительной степени это связано с тем, что большую часть детства мы провели в атмосфере запрета на любую поисковую активность. Нельзя подбирать окурки, бегать по лужам, нельзя тянуть кошку за хвост, нельзя включать компьютер и миллионы прочих нельзя в отношении исследования мира. Можно только сидеть спокойно в своем уголке и играть в ограниченное количество крайне бедных по своим экспериментальным возможностям объектов. Да и их, как правило, нельзя разбирать на части. Лего – счастливое исключение.

А после 10 лет тотальных запретов родители удивляются – мой сын ничем не интересуется. «Мамочка, учительница в школе говорит, что я совсем не любознательный. Ну что ж, будем развивать любознательность. – А что такое любознательность? – Прекрати задавать дурацкие вопросы.»

Монтессори-группа дает замечательную возможность исследования огромного количества специально разработанных объектов, в условиях минимального количества запретов. У ребенка сохраняется возможность ориентироваться на свои интересы, понимать себя. При этом поддерживается и развивается именно присущая ребенку возможность получения удовольствия от познания, а не от похвалы наблюдателя.

Часто, впрочем, именно эта возможность пугает традиционных педагогов. Если ему не нужны ничьи оценки, то, как им управлять.

Хочется подчеркнуть то, что, учитывая темпы развития технологий и изменения структуры занятости, в настоящее время практически невозможно угадать, какие навыки понадобятся человеку чрез 20 лет. Немногие из родителей современных веб-дизайнеров предполагали, чем будут зарабатывать на хлеб их дети. Многие до сих пор не вполне понимают. Пожалуй единственное, что не вызывает сомнений – это востребованность навыка быстро переучиваться. А также способность понять, чего я хочу, потому что именно там я буду наиболее эффективен. Для большого числа, кстати, интернетчиков одним из существенных мотивов стало ясное понимание того, что «я хочу не ходить на работу». Вот они и не ходят.

Таким образом, в Монтессори-группе максимально учитываются возрастные особенности ребенка и обучение происходит именно благодаря им, а не вопреки.     

Теперь о безопасности.

Значительная часть агрессивных проявлений человека есть результат инстинктивной реакции организма на реально существующую или предполагаемую угрозу. При этом все ресурсы его направляются на обеспечение двигательной активности – то есть для нападения или бегства. Либо происходит торможение любой деятельности – затаивание. И в том и в другом случае возможности для исследования или обучения минимальны. Поэтому так важно обеспечить ребенку ощущение максимальной безопасности.

Рассмотрим, какие же особенности Монтессори-группы способствуют уменьшению тревоги ребенка.

Многие из этих факторов известны Монтесссори-педагогогам, некоторые же редко осознаются и, тем не менее, играют очень важную роль. Рассмотрим их более детально.

Создание и поддержание порядка.

Известно, что чем выше личностная тревожность, тем более человек стремиться к наведению и поддержанию постоянного порядка в окружающем его пространстве. Каждый из нас, безусловно, попадал в ситуацию, когда необходимых вещей не оказывалась на месте и это вызывает чувство досады, раздражения и тревоги.

Поэтому поддержание установленного порядка в расположении материалов  - это один из наиважнейших факторов снижения тревоги и агрессивности в группе. (Подробнее об этом в статье «Поговорим о порядке»)

Отсутствие конкуренции и сравнения. И то и другое есть мощнейшие стрессогенные факторы, особенно в возрасте до 5-7 лет. В это время появляется острое желание быть первым – добежать до двери, нажать кнопку лифта, кому из родителей не известны эти явления. Но перенести поражение – проиграть папе в шахматы или оказаться не самым быстрым – эти переживания оказываются настолько бурными, что зачастую дети предпочитают вообще не участвовать в деятельности, где они могут потерпеть поражение, нежели рискнуть и оказаться не первым.

В возрасте до 7 лет у детей пока еще не сформированы собственные возможности сравнить себя с другими  за исключением совершенно очевидных  - он добежал первым. Кроме того, довольно долго для ребенка – «победитель - один», второе или третье место – это поражение. Поэтому они очень чувствительны к оценке взрослого и если родитель или педагог говорит кому-то: «какой у тебя красивый рисунок», можно не сомневаться, что все рядом стоящие дети тут же потребуют, чтобы и их работу оценили и естественно, как наилучшую.

Значительные сложности в этом плане возникают при работе с родителями. Сравнение себя с другими в человеческом обществе имеет очень важную биологическую и социальную роль, поэтому мы занимаемся этим постоянно, даже те, кто заявляет, что ему это совершенно безразлично. Однако, в отношении детей это работает очень плохо, плохо для детей. Одна из популярных «воспитательных родительских технологий» - сообщить своему ребенку, что вот Петя уже читает, а ты… В надежде, пробудить желание быть лучше Пети. Что, однако, приводит к возбуждению тихой, а иногда и не очень ненависти к ни в чем не повинному Пете.

Поэтому отсутствие сравнения детей и работа в этом направлении с родителями есть важнейшая составляющая Монтессори-педагогики.

Отсутствие навязывания совместной деятельности и партнерства.

В представлении многих взрослых дети должны играть вместе. На то они и дети. И если одни дети не хотят играть с каким-то ребенком, или наоборот ребенок отказывается вливаться в коллектив, то это расценивается как каприз и непослушание.

Однако для ребенка взаимодействие с человеком, который не нравится по каким-либо причинам вещь гораздо более неприемлемая, чем для взрослого. У нас есть осознаваемые мотивы для совместной деятельности – например, работа или единое место проживания. Для ребенка единственный мотив – это удовольствие, получаемое от контакта.

Поэтому, как только мы пытаемся организовать совместную деятельность детей, объединяя их по принципу  «на первый-второй рассчитайсь», мы тут же создаем дополнительное напряжение и повод для конфликтов. И с этой точки зрения чрезвычайно важным является наличие возможности для ребенка выбрать партнера самому или остаться в одиночестве.

Выбор места для деятельности. Все мы в той или иной степени чувствительны к нашему положению в пространстве относительно других людей, входов и выходов, стен, окон и даже сторон света. Есть люди для которых это обстоятельство настолько важно, что они испытывают огромный дискомфорт, когда например, сидят спиной ко входу, или чувствуют за собой открытое пространство.  Поэтому свобода выбрать место для работы – еще один важный фактор снижения тревоги.

Нет временных ограничений. Это чрезвычайно важный принцип, который зачастую не учитывается в группах «с элементами Монтессори» и в детских садах, где педагоги вынуждены разрывать занятие для гимнастики, музыки или других мероприятий по расписанию.

График зависимости естественной погруженности ребенка в работу предложенный Монтессори и наблюдаемый в Монтессори-группах во всем мире, предполагает полтора часа работы со спадами и подъемами концентрации внимания и сменой материалов. Любая деятельность требует начала, погружения в нее, получения удовлетворяющего результата, и завершения. Все эти стадии глубоко индивидуальны, зависят от типа нервной системы, состояния организма, настроения, наличия партнеров и массы других факторов. Если времени недостаточно, не происходит поляризации внимания и ребенок не получает внутреннего результата, не получает удовольствия от деятельности и соответственно у него не возникает и желания реально заниматься с материалом. А под давлением педагогов это часто приводит к простому манипулированию с предметами или к играм с материалами, для которых не так важны временные границы.

Нет необходимости предъявить результат. Чем младше ребенок, тем труднее ему понять, какой именно результат нужен взрослому, тем менее реальный результат его работы можно увидеть и тем менее какие-либо материальные подтверждения его деятельности, столь ценимые взрослыми, являются «результатами» в глубинном смысле этого слова.

Начиная с рождения, а, скорее всего и раньше, вся жизнь ребенка – это исследовательская деятельность. Сначала - исследование себя - это и научение фокусировать взгляд, и хватать игрушки, и переворачиваться, и ползать, и ходить, и множество других умений, которым ребенок учится, благодаря биологически заложенным предраспложенностям к тому или иному виду деятельности, а также подкреплению – в виде удовольствия от получения новой информации или овладения новыми навыками. Мы учимся во младенчестве не потому, что кто-то за это похвалит, или это нам пригодится в будущем, а потому, что у нас есть для этого возможности и это доставляет удовольствие. Для ребенка реальным результатом работы с материалом «стирка белья» будут не чистые салфетки, а навык – наливать и выливать воду, выжимать и стирать, видеть, где мокро и как это можно вытереть, а так же способность ставить задачу, видеть цель и доводить намеченное до конца. Но этот результат, очевидный для Монтессори-педагога, как раз очень трудно  предъявить родителям.

Нет оценок. В том числе похвалы и порицания, как средств мотивации ребенка. Важность этого принципа неоднократно подчеркивала сама Монтессори. Ребенок получает удовольствие от познания окружающего мира, от освоения новых возможностей, от открытий, которые он совершает каждый день. К сожалению, у большинства во взрослом возрасте этот механизм затухает, поэтому нам так трудно себе представить, что можно что-то делать без поощрения (например, зарплаты) или наказания, но мы можем видеть его действие у ученых, исследователей и вообще людей творческих. Для них, как и для детей, сам процесс гораздо более важен, нежели его оценка кем-то со стороны. Оценивая же деятельность ребенка, а особенно продукт этой деятельности мы ставим ребенка в тупик. Например, рисование. Для ребенка, недавно взявшего в руки карандаш, наиболее важным является сам факт оставления следа  - бумага была белая – а теперь там появились линии. Это как если бы вам в руки попала волшебная палочка, и вы начинаете создавать что-то, испытывая восторг от своих возможностей. И вам не до деталей, техники и вообще смысла создаваемого вами. И тут приходит некто и начинает говорить, что у созданной вами машины, не открываются двери или отсутствует мотор, что она кривовата и вообще ему бы хотелось, что лучше бы вы создали виллу на взморье,  и что уже пора заканчивать, мыть руки и идти спать. Боюсь что этого «некто», учитывая наличие у вас волшебной палочки, ожидала бы печальная участь. Если же ему пришло бы в голову похвалить, созданное вами экспериментальное произведение, и эта похвала много значила для вас, то вероятнее всего вы бы так и остановились на достигнутом, опасаясь экспериментировать, чтобы не лишиться поддержки. Так дети начинают таскать «шедевр» за «шедевром» маме, слишком восторженно похвалившей первые опыты с карандашом.

Через некоторое время вы бы и сами остыли и стали бы более внимательно относиться к вашим творениям, к их соразмерности, функциональности и вообще необходимости. Но сами. Пройдя через эйфорию, опыт, неудовлетворенность, разочарование, понимание возможностей и своих и волшебной палочки, уверенность в них, и, возможно, достигнув мастерства.

Наличие ковриков и столиков, как собственной территории. Этот фактор, который, как правило, рассматривается с точки зрения удобной организации деятельности детей, имеет глубинный смысл, связанный с нашим, так называемым, территориальным поведением.

Раскатанный ребенком коврик или занятый столик сразу становятся «его территорией», что  накладывает отпечаток на поведение и «хозяина» и «гостей». Хозяин – охраняет территорию, имеет право пустить или не пустить другого к себе, а гость соответственно испрашивает разрешения на вторжение на чужую территорию. Это инстинктивные механизмы, учитывая которые, формально вводя и поддерживая правило «не нарушения чужих границ», мы обеспечиваем ребенку чувство максимальной защищенности, когда он находится на своей территории, и обучаем его не вторгаться на чужую, границы которой ясно очерчены.

Хорошей иллюстрацией к этому может послужить известный нам по вестернам Дикий запад, который перестал быть диким вскоре после того, как была изобретена проволока, которой стало можно огородить свои владения и ясно обозначить границу.

Правило первенства. Работает с материалом тот, кто первым его взял. Механизм такой же, как и с территорией. Распоряжается добычей – охотник. Он может поделиться – согласиться на участие кого бы то ни было в своей деятельности, а может и отказать.

Для детей это простое и ясное, основанное на инстинктивном поведении правило гораздо легче и проще принять, чем, например, тоже в значительной степени биологически обусловленные, но соответствующие более старшему возрасту – «уступи девочке», «уступи маленькому».

Разновозрастная группа. – Первое, что делает человек, попадая в новый коллектив – это разбирается в том, «кто кому начальник», а иначе в иерархии доминирования.  И определяет свое место в этой иерархии, стараясь занять максимально высокое. В современном мире это называется карьерный рост. Как учат нас этологи – именно наличие иерархии доминирования позволяет избежать такой ситуации, когда все борются со всеми.   Т.е. простые продавцы, начальники отделов и топ менеджеры конкурируют на своих уровнях. То же самое относится и к детям. В группе, где все примерно равны по своим возможностям, конкуренция выше, и стычки гораздо более вероятны, нежели там, где разница очевидна. Кстати это касается и детей в одной семье – чем меньше разница в возрасте, тем больше конфликтов.

Поэтому в разновозрастной группе, где дети отличаются по  силе, росту, развитию, по навыкам, по опыту работы с материалом и по интересам, вероятность конфликтов значительно меньше. Ясное понимание своих возможностей по отношению к другим снижает внутреннюю потребность выяснить, кто круче.

Доступность всего материала. Ребенку не нужно спрашивать или предпринимать дополнительных усилий, чтобы его достать. Для детей этого возраста – это чрезвычайно важно, потому что не вынуждает его ни просить, ни спрашивать разрешения, что само по себе снижает тревожность и не провоцирует отказа от деятельности.

Кроме того, это серьезным образом экономит силы и время педагога. Как это ни парадоксально, но подобный принцип используется и очень эффективно работает и в магазинах самообслуживания – где все товары лежат на полках, видны и доступны и хочется всего и сразу.

Материалы, выполняющие терапевтические функции. Многие материалы в группе, помимо своих основных задач, несут в себе еще и успокаивающую, расслабляющую  функцию. Это, например, мытье рук и посуды, пересыпание и переливание. Дети сами это прекрасно знают и если ребенок долго или часто обращается к подобного рода занятиям, то высока вероятность того, что таким образом он снимает внутреннее напряжение.

Работа всех этих факторов приводит к тому, что в группе создаются условия, способствующие максимальному естественному снижению тревожности детей  и провоцируемой ей агрессивности. Так, что по сути своей они являются психотерапевтическими.

Таким образом, в группе ребенок может заниматься, тем, что ему интересно, что соответствует возрасту, используются, а не подавляются его инстинктивные потребности в исследовании окружающего мира, повторении за более компетентными взрослыми и детьми, создается обстановка способствующая снижению тревожности и агрессивности, делается упор на осознавании его собственных потребностей и возможностей.

И все это позволяет ребенку достаточно комфортно чувствовать себя даже в условиях современного мегаполиса, и наиболее полно и эффективно реализовывать свой потенциал.

Подводя итог, хочется сказать, что, конечно же, в этой статье удалось рассмотреть не все существенные факторы, а акцент делался именно на тех, которые часто выпадают из поля зрения и педагогов и психологов, более того, возможно многие из них станут нам видны и понятны еще спустя годы, по мере развития нашего понимания природы детства и человека в целом.

Метка: