Второй год жизни
Возраст после 1,2-1,4 лет – один из самых сложных. Человечек становится значительно более мобильным, развивается память - его уже не так просто переключить с заинтересовавшей его вещи на что-то другое, у него расширяется круг интересов, потребности становятся более сложными. А возможности объяснить, что именно происходит и что нужно в данный момент пока еще очень малы. Способность ждать и терпеть это не из его репертуара – он живет здесь и сейчас. И мы родители, тоже начинаем теряться. Двухмесячного малыша мы переодевали или мыли, не очень обращая внимание на его протесты, а сейчас перед родителем встает непростая диллема – что важнее: режим – и значит, мы можем насильно одевать орущего ребенка, или все-таки доверие и контакт и тогда, прощай свежий воздух и сбалансированное питание.
Еще пол года назад нам и в голову не могло прийти, что мы ему скажем «ну-ка прекрати сосать игрушку» и он послушно вытащит погремушку изо рта. А сейчас нам кажется, он уже совсем большой и должен понимать.
Каковы же наши основные заблуждения :
- мы предполагаем, что ребенок слышит (и слушает) нас, если мы говорим из соседней комнаты, стоя спиной к нему или в то время, когда он сосредоточенно пытается оторвать голову у Барби.
- мы рассчитываем, что для него важны такие аргументы, как здоровье, зарплата и чьи-то эмоции, кроме маминых.
- мы считаем, что знаем лучше (лучше него), что и когда ему надо – есть, пить, спать или усиленно и желательно «ранне» развиваться. .
Впрочем, эти же фантазии относится и к 5 и 10 летним.
Примерно лет до двух с половиной-трех у ребенка не бывает «истерик на пустом месте». В том смысле, что до этого возраста ребенок еще не понимает, что истерика – это неплохой способ добиться чего-нибудь от запуганных или уставших родителей. До этого крик, кусание, плевание, топание ногами и падение на пол – всего лишь попытки отстоять свою точку зрения, которую еще практически невозможно ни сформулировать, ни тем более защитить в неравной борьбе с любящими предками.
Поэтому «расслабьтесь и получите удовольствие», вам еще кризис трех лет предстоит.
Что же можно сделать.
- Если вы хотите, чтобы ребенок закончил играть, сделайте это вместе – доиграйте, достройте, оторвите, наконец, эту голову. Только не перестарайтесь, возможно, вы не совсем точно поняли намерения вашего чада.
- Если на прогулке ребенок убегает от вас, возможно в настоящий момент он исследует скорость вашей реакции или набегающие потоки воздуха, или просто ему надоело в этом унылом месте, где нет даже песочницы. Если ребенку интересно – он не убежит. Хотя конечно, может быть в данный момент именно процесс убегания и интересен.
- Если вы уже 30 (385) раз повторили или попросили о чем-то, а реакции никакой, пора остановиться и принять решительные меры, например, подойти и присесть рядом с ребенком и, если удастся, заглянуть в его глаза. Возможно, в них вы увидите нечто, что заставит вас пересмотреть ваши требования. Не забудьте, что ребенок усвоит ваши уроки, и не удивляйтесь, когда, научившись говорить, он будет канючить – «купи чупа-чупс» 30 (385) а может и более раз. Дети – хорошие ученики.
Детский и семейный психолог
Баканова Елена