Базовое доверие

Когда человек появляется на свет, он пытается разобраться, каков этот мир - можно ли на него положиться, готов ли он к сотрудничеству, что от него можно ожидать, насколько он безопасен. Первый и самый существенный опыт человек получает на первом году жизни, и мир является ему в лице матери. А также в ее руках, груди, запахе, дыхании, звуке голоса. Но первое, что изучает ребенок - это он сам.

Ощущения новорожденного вероятно можно сравнить с опытом случайного человека, попавшего вместо космонавта в космическом корабле на другую планету. Сидит он перед панелью управления, а там рычажки всякие, тумблерочки и кнопочки. А что с ними делать, и что будет, если нажать что-нибудь  - неизвестно. И начинает он растерянно и опасливо тыкать (нет, это все-таки про взрослого, ребенок начнет тыкать весело и с интересом) в кнопочки и смотреть, что из этого получится. Кстати, чем младше ребенок, тем легче ему ткнуть в неизвестную кнопочку и тем больше желания, поэтому так легко и без всяких инструкций дети осваивают и мобильники и компьютеры.

И происходит нечто с аппаратом, и ребенок-космонавт в конце-концов начинает понимать, что если нажать на эту кнопочку, то заработают манипуляторы (руки), которыми можно что-нибудь схватить, а вот если эту, то закрутятся-задвигаются колеса (ноги), при помощи которых можно передвигаться, а так звуковые сигналы можно по разному подавать, а вот так вращается кабина и можно смотреть в разные стороны, а вот таким образом на резкость наводится.

И осваивается человечек в своем теле и управлять им начинает вполне квалифицированно, периодически обнаруживая, то руки, то голову, то уши на ней, а то и язык во рту и экспериментируя со всем этим непрерывно.

И в какой-то момент он сталкивается с тем, что есть нечто, что не совсем зависит о его попыток управления. Вот, например, пища, то ее приходится ждать, хотя нажал уже на все возможные кнопочки и звуковые сигналы включил, то появляется, когда еще и не пытался ничего предпринимать. Или с температурой незадача. Жмешь на все рычаги, а все равно жарко. То сыро становится почему-то, а потом вдруг сухо. Но не сразу. А перемещения в пространстве уж совсем вещь непредсказуемая.

И понимает потихонечку ребенок, что есть что-то, что не управляется его волей, а он от этого чего-то очень сильно зависит.

И если исполняются все его желания моментально, то долго остается человек в неведении, что не он властелин этого мира. Если же приходится слишком долго терпеть и ожидать, а возможности ждать у младенца малюсенькие, то сначала злиться начинает человечек, а потом и вовсе теряет надежду и перестает рассчитывать на поддержку извне и отказывается от попыток установить контакт с окружающим миром, а мир оказывается злым и враждебным.

И так важно, оказывается, то насколько хорошо мама понимает младенца. И не научил ли ее кто-нибудь, что если подходить к ребенку каждый раз, когда он заплачет, то сядет он потом на шею.

Большое счастье, что теперешнее поколение малышей уже не кормят по часам, как их мам. Потому что у всех у нас собственный режим питания. Есть детишки, которые, как кенгурята, после рождения надеваются на сосок, так и висят на нем пол года, все время слегка посасывая. А есть, те, кто сразу готов питаться 5 раз в сутки.

И вот чувствует ребеночек, что чего-то хочется и голос подает, а мама смотрит на часы и видит - еще 2,5 часа. И держится. А ребенку уже, и жарко и мокро и одиноко. Но  истекают, наконец, режимные часы, и мама дает грудь, и становится ребенку хорошо, и все его проблемы решены одним способом - покормили. И через 20-30 лет мы так же решаем все наши проблемы - лезем в холодильник.

Чем младше ребенок, тем меньше у него ресурсы терпения-ожидания. Этому еще нужно научиться. И внимательная мама ко второму-третьему месяцу совместного существования научается различать - вот это пока еще только легкое недовольство - можно не торопиться, а вот это уже срочный вызов - пора бежать. Такая непростая задача -услышать, различить, понять. Впрочем, это и есть основная задача родителя.

И большинству мам удается ее решить и дать ребенку ощущение, что окружающий мир готов к сотрудничеству, что ему можно доверять, но в то же время нужны и выдержка, и терпение, и настойчивость.

 

Детский и семейный психолог

Баканова Елена

Метка: